09 августа 2022
10:39

Берестяная палитра Евгения Ушакова – утраченная и сохраненная

31 марта 2022

Вначале была берёза. Использование её уникальной коры – бересты люди освоили очень давно. Берестяные грамоты - письма и записи на коре берёзы, относятся к памятникам письменности Древней Руси XI-XV веков. Береста занимала важное место в жизни крестьянина. Её широко использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить быт крестьянина: это и изготовление посуды (кстати, экологически чистой!), рыбацкого снаряжения, использование в строительстве, и многое другое. Всё, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

Возведение работы с берестой в ранг искусства стало подвластно иркутскому мастеру Евгению Владимировичу Ушакову. В 1965 году художник изобрёл уникальную технику, названную искусствоведом Юлией Михайловой «пластинчатой мозаикой из бересты». Впоследствии этот термин утвердился за творчеством иркутского художника Евгения Ушакова.

Сначала автор создавал небольшие декоративные панно, в том числе с целью изучения материала и его художественных свойств. Позднее художник обращается к монументальным формам: оформляет интерьеры общественных зданий. Через берестяную живопись художник рассказывает историю Сибири.

Панно «Старый Иркутск» для Дома Быта, оформление кинотеатра «Баргузин» с монументальной композицией «Сибирь необъятная», оформление интерьера аэропорта работой «Песнь об Иркутске», состоящей из четырёх панно: «Иркутский острог», «Иркутск деревянный», «Иркутск каменный», «Современный город». 

Евгений Владимирович использует всю многоцветную палитру коры: от голубовато-серебристых до терракотовых и черных, бархатисто-сажевых тонов.  Берестяная живопись притягивает взгляд и восхищает. Но год от года, уникальных полотен иркутского мастера Евгения Ушакова становится всё меньше. И это вопрос не только материала, который недолговечен, вопрос человеческого отношения, а точнее равнодушия, ведь часть монументальных панно, украшавших общественные здания города, утрачены. 

Парадоксальная ситуация: боремся за индивидуальность и самобытность, но разрушаем имеющийся художественный и исторический материал. То же самое берестяное панно в здании иркутского аэропорта. Ведь это была поистине уникальная визитная карточка города, такое «лицо» Иркутска запоминалось всем гостям города. Но, увы…

Живое дерево заменил пластик и металл. Погоня за выгодным рекламным местом изживает эстетический облик интерьеров и экстерьеров города. И такой печальный, если не сказать варварский, пример не единичен.

Соприкоснуться с уникальным творчеством мастера в настоящее время можно в холле 2-го этажа Иркутского областного государственного музыкального театра имени Н. М. Загурского, а также на выставке «Созвездие региона: лауреаты премии губернатора Иркутской области» в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва.

Кстати, художественное наследие автора не ограничивается берестяной «живописью», Евгений Ушаков никогда не переставал работать в техниках акварели и масла. Но это уже другая история.

                                                               Мария Моженкова, искусствовед

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также