Иркутско-тувинская история Феликса Кона

02 июня 2024

30 мая 2024 года исполнилось 160 лет со дня рождения известного этнографа, антрополога, революционера Феликса Кона.

кон

Фото из фондов Российского этнографического музея

Феликс Яковлевич родился в 1864 году в полонизированной еврейской купеческой семье с глубокими патриотическими традициями. Как он сам писал: «Патриотизм в семье заменил религию». Он поступил на юридический факультет Варшавского университета, но не окончил его. Молодого человека захватила бурная революционная жизнь.

В 1882 году Феликс стал членом польской партии «Народная воля», был агентом ЦК «Пролетариата», работал в Варшаве, Белостоке, Лодзи. В 1884 году его арестовали, а затем приговорили военным судом к 10 годам 8 месяцам каторги. Позднее срок сократили до восьми лет.

Наказание Кон отбывал в Забайкалье, на Каре. В 1891-1895 годы находился на поселении в Якутской области, там он вел этнографические и антропологические исследования, которые публиковались в «Записках  ВСОРГО» и приложении к «Восточному обозрению». Во время своих исследований Кон ежедневно вел дневник. 

В ноябре 1895 года, получив право «свободной приписки в мещане из ссыльных», Феликс переехал в  Иркутск, где принимал участие в редакционной коллегии газеты «Восточное обозрение». Его пригласил главный редактор Иван Попов. Но генерал-губернатор Александр Горемыкин не разрешил Кону поселиться в губернском городе, и он вынужден был переехать в Балаганск, где изучал быт и культуру местных жителей, а затем - Минусинск. 

Минусинский музей обладает оригинальными письмами  Кона, адресованными основателю музея, ученому Николаю Мартьянову, которые были написаны им в Тыве 26 мая, 25 и 30 сентября, 7 октября 1902 года, 25 февраля и 26 мая 1903 года - всего восемь писем. 

В 2020 году вышло научное издание «Тувинские коллекции Феликса Кона 1902-1903», в который вошли фотографии тувинского костюма, в том числе женских халатов, женского головного убора невесты, головного покрывала невесты, мужских головных уборов и мужского костюма, атрибутов, а также снимки работ из агальматолита, шахматных фигур, изделий из дерева.

К тому времени Феликс Кон стал на марксистские позиции, встречался со ссыльными деятелями РСДРП, познакомился с Владимиром Лениным. Но он продолжал свои научные исследования.

Так, возвращаясь в 1903 году из Засаянской экспедиции, Кон остановился на несколько дней в Иркутске, где со своими польскими друзьями - ссыльными обсуждал программы и деятельность социалистических партий в Польше.

В начале 1900-х годов по заданию ВСОИРГО Феликс Кон самостоятельно провел экспедицию в Сойотию (Урянхайский край) и по ее итогам был удостоен золотой медали антропологического Общества естествоиспытателей в Москве. Сначала Феликс думал, что его не выпустят туда, ведь это территория нынешней республики Тыва, которая тогда не входила в состав Российской империи, но генерал-губернатор Павел Кутайсов не стал чинить препятствий. Во время экспедиции Кон изучал урянхайцев и сойотов, выяснив, что «урянх» означал «чужой», и когда исследователи просили показать место проживание урянхайцей, им всегда показывали на горизонт. А вот сойоты были «чужими», но живущими в другой местности. 

- Одна допущенная им (Г. Потаниным) ошибка заставила меня довольно долго путешествовать из одного места в другое. Часто в беседах с тувинцами ему приходилось слышать о людях, которых они называли «урянхами». Потанин на основе подробных расспросов, где эти «урянхи» живут, точно определил их местопребывание. Это слово «урянхи» часто встречается и в названиях якутских родов, поэтому я им заинтересовался... Но кемчикские тувинцы сообщили мне, что «урянхи» живут на востоке от них.. Оказалось, что слово «урянх» значит «чужой», аналогично римскому «barbarus» и еврейскому «гой».

В ранней экспедиции Кон доказал, что дети, рождённые в браке между якутами и русскими, антропологически отличаются от родителей. Собранная Феликсом Коном ценная этнографическая коллекция сегодня хранится в Иркутском областном краеведческом музее имени Н. Н. Муравьева-Амурского. Отдел ВСОИРГО приобрёл у Кона 233 фотографии, часть из которых выставлялись на выставке в 2014 году. Например, якутская семья на фоне своего жилища, лама в Хомушихинском курене, или якутская юрта, в которой жили политические ссыльные.

На фото из фондов Российского этнографического музея: Феликс Кон с древнетюркским изваянием. Каменная баба на Джедан, в 10 верстах от ставки Кемчикского нойяна. 1903 год.

В июне 1904 года Кон вернулся в Польшу, где продолжил свою активную революционную деятельность. Примкнув к левому крылу Польской партии социалистов, организовал побег десяти осужденных на смертную казнь из Варшавской тюрьмы, за что был арестован, но выпущен на поруки. Ему пришлось эмигрировать в Швейцарию.

В мае 1917 года Феликс Кон вернулся в Россию. Через год вступил в РКП(б), а в 1920 году вошел в состав Временного революционного комитета Польши.

В 1922–1935 годы Кон работал в Коминтерне, писал тексты для газет «Красная звезда» и «Рабочая газета», журналов «Каторга и ссылка», «Советский музей», «Наша страна». С 1923 года - заведующий музейным отделом Наркомпроса РСФСР. Автор публицистических работ, воспоминаний, нескольких исторических исследований.

Феликс Яковлевич Кон скончался 28 июля 1941 года. Его последняя должность – руководитель редакции польского радио в Москве.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также