Как развивалось народная музыкальная культура в Иркутске
07 августа 2023
Иркутск считается одним из старейших культурных центров Сибири, где музыкальные традиции начали формироваться еще в XVIII веке.
Восточная Сибирь, а также другие регионы страны славились многочисленными музыкантами-любителями, которые обладали навыками игры на народных инструментах. Именно они часто создавали любительские коллективы.
Весьма интересно отслеживать развитие концертной деятельности музыкантов-народников в городах Сибири, особенно в Иркутске. Первым оркестром домрово-балалаечного состава, с которым знакомились жители Сибири, была группа Игнатия Левицкого. Он был учеником русского музыканта, организатором и руководителем первого в истории оркестра русских народных инструментов Василия Андреева. Оркестр часто путешествовал и давал концерты по городам Сибири.
В музыкальном кругу Иркутска существует легенда о том, что после первого выступления оркестра в городе трое подростков, которых увлекла игра данного коллектива, сбежали из дома и гастролировали с ним по всей Сибири. Это были Владимир Соснин, Пантелеймон Холодилов и Николай Шапиро. Хорошо овладев игрой на народных инструментах, они создали свой домрово-балалаечный оркестр в Иркутске.
Точная дата образования оркестра неизвестна. По рассказам местных музыкантов, считается, что первый концерт оркестра Соснина состоялся 27 марта 1905 года. Вполне возможно, что оркестр Соснина стал первым стационарным домрово-балалаечным оркестром в Сибири, поскольку в трудах сибирских историков и искусствоведов не удалось найти информации о подобных коллективах, появившихся ранее.
Первое время дирижёром оркестра оставался Владимир Соснин, но спустя время он решил уехать в Бодайбо, где стал заниматься художественной самодеятельностью. Оркестр возглавил музыкально-общественный деятель Евгений Медведев. В то время оркестр был силен своими народниками.
В 1910-е годы в Иркутске открылся балалаечный квинтет. В его составе работал и вернувшийся в город Владимир Соснин, а также Пантелеймон Холодилов, игравший на домре-тенор.
Тогда появилось много желающих научиться игре на народных инструментах. Поэтому при оркестре была создана группа обучения игре на балалайке. С 1912 года оркестр начал гастрольную деятельность, выезжая с концертами на железнодорожные станции.
В годы Первой мировой войны Соснин и Холодилов были мобилизованы, а иркутский оркестр временно распущен. По возвращении молодых музыкантов с фронта оркестр снова был возрождён и работал при Клубе Октябрьской революции (КОР, бывшее Общественное собрание).
Иркутский оркестр сыграл важную роль в популяризации народной музыки в городе, хотя его состав всегда был от 12 до 15 человек. Тем не менее репертуар был обширен и включал большое количество народных мелодий, а также произведения Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Антона Рубинштейна и других классических композиторов.
С начала 1920-х годов на сцене начали появляться баянисты-солисты. В Иркутске среди таких музыкантов выделялись Михаил Иванов и Семен Феденев, который организовал кружок, где учил всех желающих игре на баяне.
Что касается Михаила Иванова, то в 1943 году он стал инициатором открытия баянного отделения Иркутского музыкального училища, которое впоследствии переросло в отделение народных инструментов. Часто перед иркутской публикой выступали два баяниста-солиста - Василий Логинов и Геннадий Воробьёв. Они исполняли произведения Чайковского, Рахманинова, Паганини и других.
К сожалению, масштабные политические репрессии коснулись лучших иркутских музыкантов-народников. Многие были арестованы.
В 1953 году многие музыкальные коллективы были распущены, поэтому в течение нескольких лет Иркутск не имел сильного оркестра народных инструментов. Тем не менее, некоторые музыканты-народники продолжали работать., создавая небольшие народные коллективы в учебных заведениях.
Так, среди коллективов выделялся оркестр при Иркутском государственном университете. Им руководил Михаил Гезунгейт, а чуть позднее - студент историко-филологического факультета Игорь Петров. В нем играл будущий драматург Александр Вампилов. Спустя какое-то время в училищах появились классы домры и балалайки.
В 1960-х годах начался новый этап в истории иркутского народного исполнительства. Cтала интенсивно формироваться система профессионального обучения игре на народных музыкальных инструментах.
По материалам статей Ивана Колокольникова
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!