Владимир Демчиков: Теплая сторона силы, или Бесконечная матрешка добра и зла

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
19 декабря 2015

Поход 17 декабря на «Звездные войны: Пробуждение силы» (седьмой фильм кинофраншизы и на этот раз действительно сиквел) напоминал одновременно новогодний праздник и поход к бабушке на пирожки. От новогоднего праздника тут, конечно, маскарад: только Новый год и новые «Звездные войны» без костюмов представить себе невозможно совершенно. А от похода к бабушке тут – абсолютное, проверенное временем соответствие ожиданиям, давно уже одним и тем же. Фильм сразу, с первой части, оказался нокаутом для зрителя: сама история + великолепная симфоническая музыка + космос как пространство для человеческой жизни + космос как пространство для фантастически сделанной кинокартинки + персонажи один другого лучше + простота на грани детской сказки + борьба за справедливость + любовь на войне – все это спокойно перелетало из фильма в фильм и превратилось в настоящий фирменный бабушкин рецепт. Поэтому, отправляясь к бабушке Лукасу на звездные пирожки, всегда знаешь, что получишь именно этот давно полюбившийся перечень ингредиентов. И знаешь, что будет вкусно, пирожки будут хрустеть и таять во рту, как в детстве, и тебе опять будет хорошо. Правда, за дверью бабушкиной кухни со старенькой плитой давно уже скрывается огромный кулинарный цех с сотнями работников – но какая нам разница?

Я, честно говоря, не особенно и хотел всего этого премьерного коловерчения и «вечеринки с костюмами». Но, уговаривая себя, что это мне это совершенно неинтересно, тем не менее заявился вовремя. И затем полтора часа с глупой улыбкой на лице и висящими на кончике носа очками бродил по заполненному наряженными зрителями фойе кинотеатра, глазея, фотографируя и фотографируясь, выкладывая фотки в соцсети и забредая то в кафе, то за кулисы, где персонажи в костюмах вдруг становились обыкновенными пацанами и девчонками, забежав туда перевести дух. Довольно нелепое и неожиданно очень приятное  оказалось времяпрепровождение – бродить среди джедаев и ситхов. «На премьеру следующей серии наряжусь штурмовиком,» - глуповато бормотал я, ища, с кем бы еще сфотографироваться.

Про фильм, собственно говоря, писать особенно нечего – все, что мы в нем увидели, было более-менее ясно заранее, начинка известна. Чтобы проект жил – создателям нужно как-то выводить из истории постаревших за 30 лет героев (одного и вывели в конце фильма, а другого только под самый конец ввели, но до конца будущей трилогии ему не дожить, скорее всего). А вместо них нужно вводить новых. И, в общем, хирургическая операция по пересадке новых героев и удалению старых пока идет нормально. Смерть одного из старожилов, как и полагается, была отчаянно многозначительна. Второй «новый» главный герой, трусоватый дезертир империи, только встал на путь исправления, и ему еще расти и расти. Пока он робеет, слаб духом и телом (дерется так себе), но уже влюбился в правильную девушку, чуть не умер, да к тому же еще и афроамериканец. Английская актриса Дэйзи Ридли в роли Рэй, «новой» главной героини, идущей на смену постаревшему Люку Скайуокеру, по мне так вполне хороша (хоть и, в силу доставшейся ей в фильме непростой судьбы «девушки-воина», немного чересчур мальчиковата).  В остальном все как обычно: империя вообще-то сильнее, но повстанцам всегда везет, и в решающей битве все закончится правильно. А по ходу действия будет много красивого, много в меру страшного и в меру жестокого (12+, деньги нужны в том числе и из семейных кошельков), прекрасная музыка, космический балет жестоких сражений, сказочные битвы на пыльных и заснеженных тропинках  далеких планет, отвратительное уродство и одновременно магнетическая красота зла, старомодный  юмор (весь вечер на экране новый дроид) и много чего еще, вполне привычного. Фильм - как вернувшийся в большой спорт спортсмен – скорее, подтверждает старый результат, чем стремится к новому рекорду. Хотя ему уже и пророчат 2 млрд. долларов сборов и третье место в истории по этому показателю.

И все же есть во всей это истории то, за что я склонен сквозь пальцы смотреть на весь этот дорогостоящий детский сад с джедаями и мудрыми прямоходящими зелеными ящерицами. Галактика Лукаса вращается вокруг нескольких простых законов-гвоздей, вбитых в ее центр:

1. В галактике должен быть баланс сил, темной и светлой, и только джедаи могут эффективно противостоять империи. То есть речь не о победе сил добра, а о достижении ими непобедимости как о цели борьбы. То, что зло непобедимо – это аксиома. А вот за непобедимость добра надо бороться.

2. Зло всегда более технологично и более мощно, у него несравненно больше ресурсов, чем у добра. Силы добра располагают только устаревшими звездолетами – а силы зла перемещаются на искусственных планетах (в SW-7 у них новая Звезда смерти). На стороне зла горы мощных машин, но на стороне добра - джедаи.

3. Граница добра и зла проходит внутри человека, обладающего силой.

4. Темная сторона силы – привлекательнее светлой. Загадочный Дарт Вейдер, появлявшийся в первой трилогии в изумительной маске и всегда с великолепной музыкальной темой (т.н. «Имперский марш»), не случайно производит такое сильное впечатление на самых маленьких зрителей, да и не только на самых маленьких.

И если проводить довольно грубые «исторические параллели», то добро и зло – вещи довольно относительные, и мир, по Лукасу, устроен довольно просто и напоминает матрешку. И эта довольно примитивная матрешечная модель мироустройства и взаимообращаемости добра и зла выглядит примерно так . В каждой конкретной конфликтной паре тот, кто сильнее и технологичнее – тот и «зло», а кто слабее – тот и «добро». Взять нас с Америкой – понятно, что в годы выхода первой части в «галактической империи» мог еще быть увиден СССР, но если взглянуть из сегодняшнего дня, то сквозь лукасовскую оптику более технологически мощная Америка сейчас – «зло», а архаичные, но духовитые мы на наших ржавых летающих колымагах  – «добро». Но если взять нас с Украиной – уже мы с нашими танковыми армадами сразу превращаемся в безусловное «зло», а Украина, отбивающаяся от железной и вооруженной до зубов бездушной империи почти голыми руками – в «добро». Если взять наше государство и оппозицию, то государство с его армией спецслужб – безусловное «зло», а оппозиция, которую преследуют и сажают – безусловное «добро». Но если  взять оппозицию с ее внутренними микроотношениями, то уже оппозиция – «зло», а какая-нибудь пищащая от возмущения Леся Рябцева, которую затоптали и обидели большие дяди – уже «добро». В общем, в «Звездных война» светлая сторона силы – всегда на стороне слабого. И то, что является добром по отношению к превосходящей силе – тут же становится злом по отношению у слабому.

Зато обаяние темной стороны у Лукаса всегда ослепительно, и тут он – сам давно превратившийся в каком-то смысле в Дарта Вейдера киноиндустрии – всегда честен. И поэтому, попереживав в седьмом фильме за Хана Соло и принцессу Лею (в основном, правда, по поводу их неотвратимого старения), все-таки немного ностальгируешь по старому доброму Дарту Вейдеру. И если бы я был маленький, мне бы, конечно, хотелось, чего уж там, вот так вот взять и появиться в черном шлеме и черном плаще под великолепный гимн всего плохого.

И все-таки у Лукаса в его детской модели мира есть недоработка: кроме светлой и темной стороны у силы есть еще кое-что. Например, мама – с одной стороны она более технологична и сильна, появляется, как Звезда смерти, все время жучит и угрожает, чего-то требует, наказывает и ест поедом – ну чисто галактическая империя. Но с другой, прижался к маме, когда она добрая – и все неприятности сразу исчезают. Не очень ясно, на какой мама стороне силы, но точно на теплой. И совсем не случайно главные герои «Звездных войн» - как правило, сироты.

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также