Новости

далее...

Рекомендуем посетить

Концерт группы Чиж&Co.

6 июня в клубе-ресторане "Дикая Лошадь" вместе со своей группой выступит известный российский рок-иузыкант Сергей Чиграков
далее...

Нескучная жизнь

Владимир Демчиков: «Страна ОЗ» - черная комедия на белой подкладке

Фильм Василия Сигарева «Страна ОЗ», отмеченный призами «Кинотавра» и расхваленный критиками, это если и не лучший российский фильм 2015 года, то по крайней мере мой самый любимый. Для российской черной комедии (кто-то скажет «чернушной», но мы не последуем этой языковой традиции) он относительно неплохо прошел в нашем изнасилованном позитивом прокате. Это мрачное и одновременно очень смешное кино, и в нем есть несколько отличных актерских работ. Прежде всего это великолепная Яна Троянова в главной роли и, конечно, удивительный Владимир Симонов в роли «барда». Фильм не слишком портит даже присутствие на экране в одной из заметных ролей вездесущего Г.Куценко, уже давно во всех фильмах изображающего одного и того же персонажа: лысого дядю с заплетающимся языком, засыпающего на ходу.

Сюжет фильма – почти как в сказке: немногословная и слегка замороженная блондинка Лена Шабадинова из Малой Ляли только что приехала в большой город, откочевав от мужа (который бьет). Здесь она устроилась работать в ларек на улице Торфорезов – и весь фильм безуспешно пытается добраться уже наконец до этой улицы, чтобы выйти на работу, где ее безуспешно дожидается сменщик-продавец. По пути на работу Лене Шабадиновой – как и полагается в сказке – встречаются важные для автора персонажи.

Во-первых, это сестра, трагическая героиня, которую выкинул с балкона иностранный полюбовник, и надо гаду отомстить. В процессе мести сестру опять выкидывают с балкона, ломая ей копчик, и Лена, сопровождая сестру в больницу, оказывается у черта на куличках. Добраться с куличек до улицы Торфорезов становится практически невозможно (это все-таки не 3-я улица Строителей, куда можно попасть, не прикладывая никаких усилий). По пути Лена садится в машину наркомана (и чуть не погибает) и не садится в машину мэра Ройзмана (взятого Сигаревым в фильм, видимо, по дружбе).

Затем ей встречается засыпающий на ходу Гоша Куценко, «человек праздника», от которого, после нескольких болевых приемов и залпа фейерверка, ей остается собачка. Затем Лене встречается пылкий бард (В.Симонов), «человек любви», который приводит ее к себе домой, зажигает свечи и пытается соблазнить, а утром – когда приходят жена и теща – спихнуть с балкона. От этой встречи у Лены остается сперма барда, в процессе соблазнения Лены обрызгавшего ею собачку Гоши Куценко. После этого Лена встречает тетку (И.Чурикова), «царицу пельменей», которая варит своим многочисленным взрослым сыновьям пельмени в огромном ведре. От встречи с мамой и ее сыновьями у Лены остается фингал под правым глазом.

Затем Лена встречает мальчика, у которого просит телефон, чтобы позвонить хозяину собаки Гоше Куценко. От мальчика Лене достаются два милиционера, которые тащат ее в каталажку, где уже сидят две проститутки. Победив проституток с помощью искусственного члена, Лена встречается с долгожданным засыпающим на ходу Гошей Куценко, который выходит с ней на балкон, где ее наконец подстреливают из травмата в тот самый момент, когда она малодушно объявляет, что собирается вернуться в Малую Лялю, потому что в городе «не прижилась».  

Все это время в обетованном ларьке на улице Торфорезов ее поджидает сменщик Андрей (писатель-любитель, в душе тонкий человек и тайный копрофил), у которого в этом ларьке прижился его друг Дюк (А.Баширов). Дюк - яркий представитель нашего народа, безработный человек стихийного темперамента со склонностью к алкоголизму и саморазрушению. Андрей же – еще один, вдогонку к барду, представитель интеллигенции (на этот раз деклассированной ее части) и вообще духовный сын Васисуалия Лоханкина. Камерные приключения Дюка и Андрея в ларьке являются с самого начала угрозой хрупкому сооружению на улице Торфорезов, в которое безуспешно стремится Лена Шабадинова, прорываясь к нему сквозь сломанные копчики, потоки интеллигентской спермы, болевые приемы, фейерверки, фингалы и травматические пули. И в конце концов этот самый обетованный ларек (в котором, мелькнув всего на несколько секунд, успела тем не менее снять трусы и колготки самая красивая актриса российского кино Юлия Снигирь) торжественно саморазрушается в процессе самоуничтожения народа.

Бесконечное путешествие к волшебному ларьку, источнику тепла и символическому Граалю, погибающему в очистительном пламени обновляющейся жизни, закономерно приводит Лену Шабадинову на больничную койку. Рядом с ней опять сидит «ее старуха» в виде Гоши Куценко, в дверях танцует со своим загипсованным «разбитым корытом» сестра – а зрителю остается только важно констатировать, что Василий Сигарев зафиксировал интересный перевертыш, случившийся в русской культуре. Все приключения, которые происходили в русской сказке всегда с героем-мужичком (Иванушкой-дурачком, стариком у самого синего моря, Ильей Муромцем и прочими женями лукашиными) сегодня могут уже происходить, кажется, только с девушкой. Мужик превратился в домашнего сидня или прикованного к ларьку пленника статус-кво, готового сидеть хоть на газовой горелке, лишь бы было тепло. И только малоразговорчивая девушка еще бредет по этой сказочной стране куда-то, не зная куда, чтобы найти то, не знаю что.

Но самое прекрасное, что есть в этом фильме даже, это даже не отлично снятые актерские работы и не все эти развеселые микроистории. Самое прекрасное – это разговоры героев, эти  безуспешные и нелепые попытки общения. На протяжении всего фильма герои вроде бы разговаривают друг с другом – но на самом деле разговаривают сами с собой, не особенно вникая в бессвязный шум ответной речи. Да и говорить им всем уже просто не о чем – время общих и всем интересных сюжетов незаметно кончилось. И слушать мутные необязательные разговоры персонажей фильма, мало чем отличающиеся от молчания – и смешно, и трогательно. «А у меня сестра копчик сломала,» -  сообщает всем Лена Шабадинова (надо же и ей что-то говорить, все же говорят). Но никто никого уже тут не слышит. Кажется, что-то окончательно сломалось в русском языке. И даже Гоша Куценко, в финале исполняющий довольно бессмысленную песню Гоши Куценко, тут уже не поможет.