Владимир Демчиков: Лето в снегу, или Один год галереи Бронштейна

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
29 июня 2016

28 июня в галерее Виктора Бронштейна открылась выставка живописи и графики известного художника из Якутии Михаила Старостина «Лето снега» (более 40 работ). Выставка продлится с 29 июня по 4 сентября, то есть все лето галерея Бронштейна будет показывать нам Михаила Старостина.

Выбор художника и так-то дело серьезное, а когда выставка к тому же приурочена ко дню рождения галерее (18 июня ей исполняется один год) – тем более. Но для начала – о самом открытии, которое стало одновременно празднованием дня рождения галереи (нигде, кстати, не анонсированным) и вылилось в итоге в танцы и народные гуляния, продолжавшееся в галерее до ночи.

Перед началом официальной церемонии публике, осматривавшей выставку, были предложены облегченные закуски, безалкогольные напитки и крымское шампанское (так, по крайней мере, отвечали девушки на вопрос «Что пьем?»). Поскольку я предусмотрительно присоединился на мероприятии к профессиональному сомелье, в свободное время подрабатывающему кинокритиком, я тут же осведомился у него о качестве напитка, который он уже попробовал, а я еще нет. Оценка моего сомелье была однозначной, и я решил поэтому пока пить воду. Народ прибывал. Появился загорелый, только что вернувшийся из отпуска бывший министр культуры области, а ныне глава управления культуры города В.Барышников. Невдалеке прогуливалась бывшая глава управления культуры города, а ныне глава Дома кино О.Аксаментова с коллегами. Был заметен известный юрист и общественный деятель С.Шишкин. Смело явился в бриджах, подчеркнув летний формат мероприятия, радиоведущий И.Вильчинский. Маневрировал по родной практически галерее прибывший на открытие выставки своего друга Даши Намдаков. Позировала фотографам известная галеристка Д.Салацкая, у которой в субботу тоже открывается новый выставочный проект. Мэры, бизнесмены, депутаты, журналисты и фотографы – все ждали начала, но мы решили откочевать в ресторан.

Там у моего друга-сомелье тут же нашлись поклонницы из числа работников заведения – и нам немедленно стали наливать отличного белого столового вина и подали на закуску прекрасные пирожные. Мы так увлеклись пирожными, что чуть не пропустили вынос из ресторана в галерею затейливых блюд «основного фуршета». Мой товарищ, большой ценитель этого дела, тут же засобирался в зал. И, как оказалось, вовремя – там как раз предоставили слово новому директору Иркутского художественного музея Наталье Сысоевой, возглавлявшей до этого назначения иркутское отделение Союза художников.

Первое выступление на публике нового директора художественного музея, да еще и на открытии выставки в галерее, которая за год работы составила этому музею вполне приличную конкуренцию по уровню выставочных проектов (выразимся мягко, чтобы не обижать нового директора, он тут ни при чем), как-то обнадежило. Глядишь, и начнут две крупные выставочные площадки наконец сотрудничать. За год у Бронштейна прошли, кстати, отличные выставки, из которых одну («Москва. 1957» Леонара Джанадда) я, например, отснял всю и пересматриваю до сих пор.

О нынешней выставке нужно бы написать отдельно. Работы Михаила Старостина производят сильное и при этом довольно странное впечатление. Люди на его работах почти обезличены, на первый взгляд начисто лишены индивидуальных черт. Человек у Старостина как бы перестает отличаться от  окружающего мира, точнее, перестает ему противостоять, становится его частью. Вот есть предметы, земля, небо, и человек такой же предмет, и то ли человек неодушевлен, как палка и небо, то ли палка, небо и земля одушевлены, как человек – Старостин в этом смысле художник жесткий, и не захочешь – а начинаешь задаваться такими вопросами, глядя на его работы. В общем, надо сходить еще разок, без фуршета, Старостин вроде бы хороший художник. Цепляющий.

После завершения официального открытия выставки публика разбрелась по галерее. Кто-то гулял, рассматривая работы, кто-то болтал со знакомыми, кто-то потянулся к выходу, кто-то (как мы с сомелье) – в ресторацию при галерее, где нас уже ждал еще один товарищ, певец и гитарист, подрабатывающий на досуге строительством объектов для нужд народного хозяйства и последующей их продажей к чертовой бабушке. Вокруг нас сидели, пили и ели неожиданно многочисленные посетители, чуть ли не семьями. Перед входом в ресторацию уже работал ди-джей, в закутках и учебных классах выпивали и закусывали, чем Бронштейн послал, идейно и поколенчески близкие работники галереи, официальной городской прессы и разнообразного творческого труда.

Когда мы уже в десятом часу пробирались на улицу сквозь небольшую толпу танцующих в холле, одна из знакомых девушек жестом пригласила меня присоединиться к танцу. На секунду мелькнула мысль: а почему бы и нет? Отломить, что ли, коленце? Но я вовремя спохватился: пустись я, забывшись, в пляс с молодежью – тут же неизбежно превратился бы в одного из пугающе корявых персонажей Михаила Старостина, бредущих по снегу навстречу жизни и смерти.

Хотя превратиться на открытии в персонажа выставки – не так уж и плохо, если подумать.

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также