Николо-Иннокентьевский храм: пятнадцать лет после забвения

28 сентября 2018

Пятнадцать лет назад, 28 сентября 2003 года, после серьезной реконструкции был открыт Николо-Иннокентьевский храм на улице Профсоюзной в Глазково. "Глагол" знакомит своих читателей с историей церкви, ее взлетами и падением. 

Глазковское предместье с давних времен состояло из двух деревень Могилева и Глазкова, получивших свое название от основателей этих поселений – казаков Могилева и Глазкова. Эти фамилии были самыми распространенными в предместье в XIX – начале XX веков. Населенные пункты разрастались и постепенно слились, образовав Глазковское предместье, которое к середине ХIХ века насчитывало до 60 дворов. Наличие множества церквей в столь близком Иркутске позволяло вольнолюбивым казакам в ХVIII веке не очень обременять себя мыслями о постройке церкви в предместье, все население которого было издавна приписано к Троицком приходу и составляло его изрядную часть.

Однако время шло, население увеличивалось, и перед его жителями встал вопрос о необходимости иметь собственную церковь в предместье.  Было также ещё одно непреодолимое препятствие — Троицкий приход разделяла Ангара, река бурная и своенравная, приносившая немало бед жителям прихода. Особенно это ощущалось в период рекостава, который приходился на конец декабря – начало января, когда река становилась непреодолима для переправы, а также в весенний период, когда трогался лед. И если зачастую многие прихожане предместья не отличались особым рвением к церкви, то в предсмертные часы своей жизни они ощущали настоятельную необходимость встречи со священником, который мог бы облегчить им предсмертные муки и уйти в другой мир с покаянием. Смерть прихожанина в этот период также делала невозможным предание его тела земле, так как общее городское кладбище находилось на правом берегу Ангары. Преграда реки зачастую затрудняла и выполнение других необходимых треб. Затем из-за отсутствия средств и инициативного человека, который мог бы взять на себя ответственность, строительство храма откладывалось из года в год. Наконец, такой человек нашелся – им оказался Иаков Степанович Малков, 59-летний староста Троицкой церкви, состоящий на выборной должности более двадцати лет, и имевший сам дом в Глазково.

Начинал он службу старостой в 1839 году, будучи всего два года купцом третьей гильдии. До этого проходил должность сборщика податей в мещанском собрании, должность выгодную и денежную, которая и позволила ему вступить в купеческую гильдию, где он также относил всевозможные выгодные и почетные должности. С 1848 года он состоял опекуном над состоянием умалишенного купца Михаила Ягодина, что тоже, вполне вероятно, могло принести ему значительную пользу. Одной из основных статей дохода Якова Малкова была аренда у Иркутского Архиерейского дома огромного участка рыбной ловли на Байкале по речкам Мантурихе, Ивановке, Мишихе, Мурино, Хонзуе и Култуке, за которую он выплачивал ежегодно духовному ведомству по 500 рублей, извлекая для себя лично довольно большие дивиденды.

Все годы его пребывания на должности старосты Троицкой церкви были отмечены заботой его и вниманием к нуждам церкви, постоянными денежными пожертвованиями в ее пользу. Этим объясняется и постоянное переизбрание его в этой должности. Малков купил за свой счет в центре предместья место земли площадью в 600 кв. сажен и обнес сразу же забором. Им же были заготовлены все необходимые материалы для строительства церкви, кроме того, он изъявил готовность взять на себя все хлопоты и непосредственное заведывание строительством храма, а также брался выстроить еще на этой земле за свой счет деревянный дом для священника, который он отдавал «во всегдашнюю принадлежность упомянутой церкви».

После покупки земли Малковым, 14 ноября 1857 года жителями предместья Глазково было направлено «покорнейшее прошение» на имя епископа Евсевия с просьбой о построении на этом месте Храма Божия и кладбища. К этому прошению они прикладывали план и фасад предполагаемой церкви, которая должна была быть однопрестольной каменной с деревянной колокольней и носить имена Святителей: Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца и Иннокентия первого Епископа Иркутского Чудотворца.

Отправленное прошение было рассмотрено на заседании Духовной Консистории и протоколом от 8 декабря 1857 года было «дозволено построить новую каменную с деревянной колокольней однопрестольную церковь во имя Святителей и Чудотворцев Николая Архиепископа Мирликийского и Иннокентия I епископа Иркутского и причислить оную к приходской Троицкой церкви».

Закладка церкви состоялась 27 апреля 1858 года. Нит Романов в своей «Иркутской летописи» пишет: «в воскресенье, в Глазковой происходила закладка каменной церкви во имя Св. Чудотворца Николая Архиепископа Мирликийского и Иннокентия 1-го епископа Иркутского. Епископ Евсевий с ректором Семинарии Архимандритом Дмитрием и духовенством совершил 27 апреля божественную литургию. По окончании богослужения совершен с иконами Божией Матери, св. Николая и св. Иннокентия крестный ход к месту закладки. В процессии участвовали: председательствующий в совете Главного Управления генерал­-лейтенант Карл Карлович Венцель, управляющий губернией Петр Александрович Извольский, председатель казенной палаты Павел Иванович Канцев, городской голова П. О. Катышевцев. По окончании закладки храма г. Малков пригласил всех к себе на обед, в домик бывший недалеко от места закладки, а для посторонней публики были устроены на ближайшей поляне столы и скамьи, хозяин и хозяйка угощали всех радушно».

20 сентября 1859 года храм был освящен, о чем писала «Иркутская летопись»: «20 сентября… происходило освящение каменной церкви в Глазковском предместье. Церковь эта заложена 27 августа м. г., следовательно, строилась 1,5 года. Небывалый в Иркутской губернии пример быстрой постройки каменной церкви. Освящение совершено Преосвященным Евсевием с соборным духовенством. По окончании литургии у строителя церкви Я. С. Малкова был обед для Преосвященного, духовенства и прочих гостей в его домике около церкви».

Кроме постройки храма, Малков выстроил дом для священника, выписал для нового храма церковную утварь, израсходовав более 10 тыс. руб. серебром, за что был награжден Иркутской духовной консисторией похвальным листом и серебряной медалью, на Анненской ленте «За усердие». В постройке храма участвовала и местная жительница А. Рублева (одна из старейших жительниц Глазково, усадьба которой вошла в зону сноса).

В 1861 году по прошению жителей Глазковского предместья, население которого составляло 454 человека, проживающих в 63 дворах, и Максимовского селения, население которого составляло 590 человек, проживающих в 118 дворах, был образован самостоятельный Николо-Иннокентиевский приход.

Имя первого известного настоятеля – отец Иаков (Яков Данилович Понамаревский). К тому времени уже 60-летний старец. Сын священника, учился в Иркутском духовном училище, с 13 лет пономарь в Прокопьевской церкви (стояла на набережной). Затем – псаломщик в Сретенской церкви г. Бельска и в домовой Архиерейской в Иркутске. О семье его ничего не известно, кроме имени жены – Екатерина Яковлевна, 1809 года рождения. Отец Иаков служил в Глазково пять лет, до 1866 года. Скорее всего он умер и был похоронен в ограде храма. А на следующий год тихо скончался основатель храма Яков Степанович Малков. Он был также похоронен в ограде построенной им церкви. Позднее в ограде церкви были похоронены купец И. Могилев (1875), Е. Д. Могилева (1887), редактор газеты «Сибирь» Н. Тюменцев (1887), священник иерей Иоанн Стуков (1894), иркутский казак Василий Могилев (1899).   

В 1889 году прихожане церкви отметили 17-летие служения при их храме священника Иоанна Стукова, вручив ему на память пасторский посох. Священник умер в феврале 1894 года. Состояние причта в этот период можно оценить как хорошее и вполне стабильное – постоянное жалование, священник проживает в новом доме, построенном В. Д. Могилевым в 1890 году. С 1870-x годов в пользу причта и церкви помещали в банк (Елизаветы Медведниковой и Иркутское отделение Государственного банка) определенные суммы, проценты с которых предназначались на храм. К концу 1890-х таких вкладов и пожертвований ценными бумагами было более десяти, от разных лиц – старост храма, мещан, духовных, купцов – известных благотворителей и высших сановников. В 1892 году получены две облигации на 200 рублей на вечное поминовение камергера Двора Его Величества Действительного Статского Советника Петра Александровича Сиверса.

В 1895 году были обновлены храмовые иконы Святителей Николая и Иннокентия, а также и другие на средства иркутских казаков П. Глазкова и В. Михалева. Один из них Василий Николаевич Михалев вступает в должность старосты и также активно берется за работу. Им была окрашена на два ряда медянкою железная крыша церкви, устроена новая печь и исправлены еще три и все это на его собственные средства.

В 1898 году маленькая Николо­Иннокентьевская церковь оказалась в гуще событий. Прямо к ее подножию была проведена железная дорога, именно священнослужители храма встречали и освящали первый поезд, прибывший в Иркутск.  16 августа от нее был совершен Крестный ход к вокзалу, на перроне было совершено молебствие Святителям Николаю и Иннокентию, которое служил Архиепископ Иркутский Тихон вместе с другим высшим духовенством и причтом церкви. С этого года изменилось и содержание причта – оно возросло до 400 рублей в год: 300 рублей получал священник и 100 рублей - псаломщик.

В 1902 году в приходе было устроено новое казенное здание для начальной школы на 200 детей.

В 1907 году было принято решение о ремонте церкви. Вероятно, документы были одобрены, так как прихожане начинают собирать деньги на ремонт и переустройство храма. В 1910 году было собрано 2 364 рублей. Однако в памятной записке сказано, что деньги собираются «на предмет постройки нового храма». Но денег оказалось немного, и 25 сентября 1911 года старостой Николо-Иннокентьевской церкви была направлена докладная записка в Управление железными дорогами Министерства путей сообщения о необходимости переустройства и расширения храма и жалобой на нехватку денег.

21 апреля 1912 года Синод обращается в Министерство путей сообщения с просьбой об увеличении вместимости храма до 700 человек за счет МПС, на что следует ответ, что поскольку церковь приходская, а не железнодорожная, такой возможности нет.

В последующие годы в документах о переустройстве храма ничего больше не говорится. Сообщается, что при нем работала библиотека, которой могли пользоваться все прихожане.

Во время гражданской войны церковь также находилась в центре событий: «30 декабря 1919 года центр боев переместился в Глазково. Утром сюда подошли три семеновских бронепоезда и эшелоны с войсками. Повстанцам удалось испортить путь, и семеновские войска, развернувшись в цепь, на­чали наступление в сторону вокзала. Часть их войск переправилась в город и атаковала 3наменское предместье, но была отбита повстанцами». В конце 1990-х годов свидетельница тех событий, 98-летняя прихожанка Михайло-Архангельского храма Анна Васильевна Бутаева, вспоминала: «Я пела на клиросе Николо-Иннокентиевской церкви и помню, как большевики расстреляли отца Алексия за то, что разрешил семеновцам поставить на колокольне пулемёт». Скорее всего, здесь Анна Васильевна имеет в виду Алексия Шергина – диакона, так как среди священников такого имени нет.

После установления Советской власти в церковных делах наступил разброд и шатание. В Николо-Иннокентиевской церкви проходили многочисленные общегородские собрания православных верующих, рьяно выступающих за сохранение православия, против обновленцев. При такой активной общественной деятельности мало внимания уделялось самой церкви, ее состоянию. А она все больше и больше требовала ремонта. И только в 1928 году на собрании общины впервые было признано необходимым произвести ремонт внутри храма и исправить тротуары у церкви.

Но время было упущено. Давление на церковь усилилось, много прихожан от нее отошло, а местные обыватели, почувствовав прессинг государства, стали из этого извлекать для себя хоть какую-нибудь выгоду: растащили церковную ограду, ее столбы, сняли крыши надворных строений, или просто выбивали стекла из окон, ломали рамы. Дело дошло до того, что в письме уполномоченных Николо-Иннокентиевской церкви в горсовет от 17 мая 1932 года говорится, что в церкви даже «расхищено и разрушено ретирадное место».

Дошло до того, что община была вынуждена просить у горсовета разрешение на покупку 20 досок, гвоздей и стекол. Этим же письмом община просила установить в ночное время наблюдение за церковным имуществом, что не получило никакого отклика в государственных органах.

На основании постановления Президиума Иркутского горсовета от 28 августа 1933 года в Иркутске повально стали снимать колокола со всех церквей – 10 сентября очередь дошла и до Николо-Иннокентиевской церкви. С нее было снято шесть колоколов и увезено на базу металлолома. Через десять дней в церкви появилась комиссия, в составе которой был представитель горисполкома и два рабочих с железной дороги. Комиссия подметила «халатность со стороны общины в поддержании вверенного ей госимущества и безынициативность к восстановлению утраченного». Церковь к этому времени практически бездействовала – не было священнослужителей, здание ее все больше и больше приходило в упадок. Левое крыло здания дало осадку примерно на 15 см, в результате чего образовалась трещина между основным зданием и приделом; имелась осадка правого угла основного здания, где также прошла трещина. В результате осадки и перекоса здания, повело и церковное крыльцо, которое грозило падением двух деревянных колонн. Требовалась замена кровли, полов, рам, дверей, соответственно необходима была новая штукатурка, побелка, покраска. Церковная ограда отсутствовала полностью, тротуар, ведущий к церкви, требовал полной замены. По замечанию комиссии, здание находилось в антисанитарном состоянии и «служило приютом уголовному элементу». Комиссия признала невозможным даже капитальный ремонт здания ввиду его «ветхого состояния».

Окончательным финалом жизни храма стал акт от 25 апреля 1934 года о приемке культового имущества и здания Николо-Иннокентиевской церкви. В пользу государства было принято 15 кг 69 г серебра. Клубу железнодорожников было передано два иконостаса, 31 икона с иконостаса, 66 разных икон, семь аналоев и много другого имущества, в основном мебель. В красный уголок была также передана мебель и металлолом – подсвечники, хоругви, лампады и пр. Музею была передана 21 рама от икон, две дверные иконы, шесть боковых икон, 20 маленьких, престол и библиотека. Самое святое – три антимиса были переданы Преосвященному епископу.

Здание церкви, несмотря на неутешительное заключение комиссии о невозможности его восстановления, простояло еще шестьдесят лет, исполняя в течение многих лет функции кинотеатра, затем также вновь стало «прибежищем уголовного элемента». С начала 90-х годов был поставлен вопрос о необходимости его реставрации.

В 1997 году в газете Восточно-Сибирский путь появляется заметка: «По просьбе владыки Вадима специалисты Центра сохранения историко-культурного наследия готовят к передаче Иркутской епархии Николо-Иннокентьевскую церковь…  Чтобы передать храм вновь в ведение церкви, ЦСН, согласно традиционной схеме, начал археологическое обследование территории».

В конце 1990-х за возрождение храма взялась ВСЖД. Церковь была заново построена с учетом современных технологий. Вместо батарей отопления - полы с подогревом. Снаружи на здании есть ночная подсветка, установлены фонари, скамейки. В цокольном этаже размещается придел Святителя Иннокентия.

28 сентября 2003 года восстановленный из руин Николо-Иннокентьевский храм был открыт в присутствии почетных гостей - архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима и начальника ВСЖД Александра Касьянова.

Фото из открытых источников

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также