ИВВАИУ. Как все начиналось

01 мая 2018

ИВВАИУ. Эти буквы известны каждому иркутянину многих поколений. Сегодня мы вспоминаем в восемьдесят седьмой раз основанное 1 мая 1931 года Иркутское высшее военное авиационное инженерное ордена Красной Звезды училище. За годы своего существования училище стало подлинной кузницей авиационных инженерно-технических кадров для Вооруженных сил страны. В стенах училища подготовлено свыше 65 тысяч авиационных специалистов.

Среди выпускников училища (военного института) - четырнадцать Героев Советского Союза и один Герой России, 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, руководители инженерно-авиационной службы ВВС. За заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных сил и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 года училище награждено орденом Красной Звезды.

"Глагол" публикует отрывок из статьи историка Олега Астраханцева о том, как училище начинало работу в Иркутске и о том, как решались первые проблемы. 

1 мая 1931 года приказом № 55 по ВВС Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) была основана 4-я Иркутская военная школа авиационных техников. Эта была первая авиационно-техническая школа на всей территории от Урала до Владивостока. События на КВЖД летом – осенью 1929 года, японская оккупация Маньчжурии и превращение ее в удобный плацдарм для нападения на СССР потребовали от Советского правительства и военного командования, принятия в срочном порядке мер по укреплению восточных рубежей страны. В том же 1929 году состоялась поездка председателя Реввоенсовета СССР, Народного комиссара по военным и морским делам Клима Ворошилова по ряду гарнизонов Сибири. В ходе поездки и было принято решение об открытии школы военных авиационных техников, местом дислокации школы был выбран Иркутск.

На тот период времени в Иркутске находились недостроенные здания бывшего военного училища и кадетского корпуса, поэтому было решено передать эти здания Наркомату обороны для создания на их базе авиационной школы.

Формирование школы было поручено помощнику по политической части начальника объединенной военной школы авиатехников и летчиков Ивану Ивановичу Михайлову. Приказом по школе № 1 от 28 марта 1931 года было объявлено о начале формировании школы, хотя ее как таковой еще не было. В Иркутск только прибывали офицеры, которые и должны были создавать школу. В марте из Благовещенска приехал адъютант школы Александр Маркович Самсонов, в мае - начальник технической части Александр Васильевич Ефремов (из Вольска) и начальник кладовой Виталий Константинович Павлович (из Витебска), в июне начальник учебного отдела А. В. Васильев-Соколов. В сентябре прибыл начальник военно-хозяйственного отдела П.Т. Демин.

11 мая был получен временный штат школы, штатная численность по которому определялась: начальник школы – 1; адъютант 1 разряда – 1; начальник учебного отдела – 1; начальник метеорологической станции -1; начальник технической части – 1; начальник кладовой – 1; начальник хозяйственной части – 1; делопроизводитель – 1; вольнонаемный шофер – 1, итого – 9 человек.

Таким немногочисленным составом было начато создание Иркутской авиационной школы. Конечно, в связи с этим возникали большие трудности, нельзя было силами менее 10 человек создавать материально-техническую базу, обустраивать быт, работать над учебными планами. Начальник школы неоднократно обращался в вышестоящие инстанции об оказании помощи школе. Командование РККА пошло на встречу и приняло решение о комплектовании школы инструкторами и педагогическим составом главным образом за счет инструкторов – выпускников этого года. 27 января 1932 года школой был получен список из 20 человек, которым было приказана прибыть в Иркутске, из которых лишь четверо – преподаватели. Но благодаря этому в именном списке начальствующего состава 4-й ВШАТ на конец января 1932 года было уже 117 человек (инструкторов - 68, курсовых командиров – 9 и командиров рот - 4, а также преподавателей – 28).

Прибывающие в школу инструктора не имели ни практической работы в строевых частях ВВС, ни стажа и опыта инструкторской работы. Но большой некомплект преподавателей вынуждал командование школы допускать часть инструкторского состава к исполнению обязанностей преподавателя. Из остального состава комплектовались бригады: слесарная, столярная, чертежная, которые работали по непосредственному изготовлению оборудования лабораторий и цехов. Некомплект преподавателей был особо острым вопросом для командования школы еще несколько лет. Поэтому начать занятия с 1 января 1932 года, как было намечено ранее, школа не могла.

Комплектование школы курсантами также вызывало трудности. Это было связано и с их количеством, и с качеством.

"Начальнику ВВС ОКДВА Алкснису, Хабаровск.

Доношу на 30 января 1932 года прибыло кандидатов 576 человек. Принято 410. Прибытие кандидатов слабое, не дослано 500 человек. Занятия начаты – строевые 10 октября. Общеобразовательные и общественно-политические начнутся 10 февраля, специальные в конце февраля. Михайлов".

Принятые срочные меры по комплектованию школы постоянным и переменным составом дали свои результаты. Уже в начале февраля 1932 года начальник школы Михайлов докладывал о прибытии в школу начсостава по строевой части – 10 человек, преподавателей – 18 человек, инструкторов – 67 человек, остального начсостава – 26 человек.

10 февраля Михайлов пишет рапорт командующему ОКДВА Блюхеру: 

"На 10 февраля прибыло начсостава: инструкторов –68 человек, преподавателей – 28 человек, командиров рот – 4 человека, курсовых командиров – 9 человек. Некомплект: начальник строевого отдела – 1, командир батальона – 2, курсовых командиров – 9, помощник начальника хозяйственного довольствия, начальник боепитания, старший бухгалтер, зав. делопроизводством. На 10 февраля прибыло кандидатов 675, принято 475 человек. Три роты укомплектованы полностью».

В то время в школу принимались и девушки. В карантине было 100 девушек, после медкомиссии осталось человек 30, после экзаменов и мандатной комиссии – шесть человек, они и продолжили обучение.

13 февраля 1932 года был первым учебным днем.

Проблемой для школы также стал вопрос комплектования ее вольнонаемным составом. Контингент был «разношерстный» и сомнительный, с одними проблемами – практически полным отсутствием образования и специальностей. Приведем лишь некоторую выборку из общего числа заявлений и анкет. Иванов Григорий Николаевич, 1882 г. р., рабочий, малограмотный; Осиев Георгий Михайлович, 1912 г. р., 3 класса образования, был под судом за хулиганство и отбыл наказание в виде принудительных работ; Савина Екатерина Степановна, 1909 г. р. рабочая, образование 4 класса; Павлова Наталья Кирилловна 1917 г. р., социальное происхождение – беднячка, образование 5 классов; Гнилякова Евгения Евсеевна 1917 г. р., батрачка, образование низшее; Новицкая Екатерина Иосифовна, 1912 г. р., крестьянка, образование – «никакого нет» (на обратной стороне анкеты в графе «подпись заполнявшего анкету» указано – «написано за неграмотную Новицкую» и стоит неразборчивая подпись); Ушаков Федор Иванович, 1910 г. р., слесарь, образование – малограмотный; Кириллов Тимофей Андреевич, 1900 г. р., батрак, сын сапожника, малограмотный; Лособиридзе Петр Степанович, 1909 г. р., малограмотный; Дубова Матрена Герасимова, 1903 г. р., рабочая, малограмотная; Семенова Акулина Артамоновна, 1916 г.р., рабочая, малограмотная; Ситников Алексей Иванович, в графе дата рождения указано: «1890 года марта 7 дня», рабочий, член ВКП (б) с 1919 по 1921 год, в настоящее время беспартийный, образование 2 класса в церковно приходской школе; Шейнкарь Михаил Александрович, 1906 г. р., рабочий, национальность иудей, образование низшее и т. д.

Для того чтобы представить уровень грамотности, можно привести в качестве примера текст заявлений о принятии на работу, специально сохранив при этом их орфографию. Например: «Прашу принят миня на работу в курсанскую сталову так как я нуждаюс в работам», и еще «В настоящем прошу принят миня на работу в качистве малатабойца в школу мех. мастерких. А если нету работы малатабойца времена на черную работу при мех. мастерских так как Гарасимов Михаил выявляю свое желание работать и учится при военной школе поэтому и прошу не отказать моей прозьбе Кчему и подписуюсь».

Не менее интересен и тот факт, что для устройства на работу в школу подавали заявления иностранные граждане. Так, встречалось такое: «Хилько Степан (отчество написано неразборчиво), 1894 г. р., рабочий, неграмотный, национальность – китаец». На первый взгляд становится непонятно, почему Хилько Степан вдруг китаец. Но на обороте анкеты имеется запись: «Хилько приехал в Россию в 1918 году, китайская фамилия его Чан-Гуй или Чан-Гут. Родился в провинции Чан-Гу и занимался хлебопашеством, приехал в Россию на работу, так как в Китае у него было маломощное хозяйство и не было средств к существованию». Еще, например: Ниа-Дин, 1899 г. р., рабочий, неграмотный, китаец (на обороте анкеты запись: «Ниа-Дин в Китае произносится Бау-Фу приехал в СССР в 1927 году на работу»); Чжен-Чжит 1885 г. р., рабочий, образование – нет, «малограмотный на китайском языке»; Чу-Джин, 1870 г. р., рабочий, образования – нет; Лю-лин, 1892 г. р., рабочий, образование – нет; Ли-Чин-фа, 1885 г. р., рабочий, образования – нет, «малограмотный на китайском языке». 

Командование школы было вынуждено принимать на работу лиц из числа вышеуказанных, за исключением иностранцев. Позднее различными комиссиями проводились проверки («чистки») вольнонаемного состава. Подозрительные лица увольнялись с работы или передавались для дальнейшего разбирательства в органы НКВД, но качество вольнонаемного состава школы не улучшалось. О работе одной из таких комиссий свидетельствует документ: «Мы комиссия, созданная на основании приказа по школе по проверке вольнонаемного состава рабочих и служащих 4-й ВШАТ в составе: инструктора политотдела школы тов. Брюзгина, членов комиссии: тов. Неврова, тов. Буханова, закончила работу и выявила следующее: проверено 288 человек. Числятся по происхождению: рабочих 98, крестьян 167, колхозников 9, иждивенцев 11. Комиссия находит необходимым уволить следующих лиц как лишенных права голоса и являющихся спецпереселенцами (в списке 23 человека)». Кроме этих 23-х, в акте комиссии названы еще лица, подлежащие увольнению. Среди причин для увольнения указаны: «не ясно социальное происхождение», «скрыл социальное положение отца», «скрывает социальное положение брата (служил у Колчака)», «дядя служил у белых», «брат служил у Колчака и Каппеля», «брат раскулачен», «уволен с завода за попытки к организованной забастовке», «нет документов социального положения, не знает кто муж», «отец распродал хозяйство в 1931 году», и даже среди прочих названа и такая – «имеет собственный дом, платит налог 200 рублей».

Как видно из всего вышесказанного, Иркутской военной школе авиационных техников приходилось сталкиваться с серьезными проблемами в вопросе комплектования школы личным составом.

                                                                         Олег Астраханцев, историк

"Глагол" напоминает, что история военного учебного заведения в Иркутске начинается в далеком 1872 году. Приказом № 161 по военному ведомству в 1872 году было учреждено и 20 сентября 1874 года открыто Иркутское юнкерское училище, которое готовило офицерские кадры из сибиряков. В 1910 году юнкерское училище было преобразовано в Иркутское военное училище. Приказом № 452 от 23 августа 1915 года был введен нагрудный знак Иркутского военного училища. В 1915 году было начато строительство комплекса новых зданий для военного училища и кадетского корпуса, которое прекратилось в 1917 году. Строительство возобновлялось в 1918-20 годах, потом снова прекратилось и здания стали постепенно разрушаться. И  только после визита К. Ворошилова ситуация изменилась. 

В первое предвоенное десятилетие личный состав нашего учебного заведения заложил хорошие традиции, создал тот фундамент, который позволил с честью выполнить возложенные на него задачи. В тяжелейших условиях создается учебно-материальная база: восстанавливаются здания, оборудуются учебный аэродром, аудитории, мастерские, лаборатории, казармы. В боях за Родину и в мирные будни воспитанники училища вписали немало ярких страниц в летопись Военно-воздушных сил. Отличились они в боях на реке Халхин-Гол (1938) и на озере Хасан (1939), внесли достойный вклад в обеспечение боевых действий нашей авиации на фронтах Великой Отечественной войны. Курсантские батальоны участвовали в Сталинградской битве и в разгроме Квантунской армии на территории Китая.

Список Героев Советского Союза - выпускников училища: Белоус Антон Иванович (1921-1986), Дураков Валентин Федорович (1909-1975), Дурновцев Андрей Егорович (1923-1976), Евсеенко Владимир Романович (1922-1978), Земских Владимир Афанасьевич (1917-1998), Марковцев Степан Харитонович (1911-1982), Миоков Николай Дмитриевич (1916-1987), Новоселов Кузьма Васильевич (1919-1985), Пахотищев Николай Дмитриевич (1919-1980), Рубцов Анатолий Петрович (1914-1954), Сачко Иосиф Кузьмич (1916-1944), Середа Игорь Емельянович (1921-1988), Рыбак Михаил Иванович (1921-1997), Цисельский Михаил Петрович (1909-1989). Подполковнику в отставке Зубову Виктору Петровичу (1921-2002) в год 50-летия Победы за боевые заслуги в годы войны присвоено звание Героя Российской Федерации.

В послевоенные годы была проведена большая работа по созданию современной учебной материальной базы, которая позволила успешно перейти на изучение реактивной авиационной техники.

С 1975 года военное учебное заведение готовило специалистов для ВВС с высшим инженерным образованием. В 1998 году ИВВАИУ переименовано в Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВАИИ), в котором стали готовить как инженеров, так и техников для ВВС. В 2004 году институт переименован в Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт).

Этапы развития училища:

1931 г. - 1938 г. 4-ая Иркутская военная школа авиационных техников (4 ВШАТ)
1938 г. - 1941 г. Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ)
1941 г. - 1949 г. Иркутская военная школа авиационных механиков (ИВШАМ)
1949 г. - 1975 г. Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ)
1975 г. - 1998 г. Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ)
1998 г. - 2004 г. Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВАИИ)
2004 г. - 2008 г. Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ)

В начале января 2009 года согласно распоряжению Правительства Российской Федерации №1951-р Иркутское ВВАИУ было присоединено к Военному авиационному инженерному университетуВоронежскому военному авиационному инженерному училищу и фактически ликвидировано. Часть профессорско-преподавательского состава переехала в Воронеж и начала формировать абсолютно новые для Воронежского ВАИУ факультеты (Летательных аппаратов, Авиационного вооружения, Авиационного оборудования, Авиационного радиоэлектронного оборудования). Остальные преподаватели были уволены. 15 июня 2009 года была проведена церемония прощания со знаменем оставшегося личного состава ИВВАИУ (при срочном вывозе курсантов ИВВАИУ 7-10 января 2009 года этого сделано не было).

Фото из открытых источников

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также