В США издана книга о деревянном зодчестве российских городов, включая Иркутск

01 июня 2025

Книга издана Университетом Дьюка, Северная Каролина.

дерево

Автор книги «Иркутск. Архитектурное наследие в фотографиях» Уильям Брумфилд отмечает 80-летие

Изданный в 2025 году Университетом Дьюка труд представляет собой не просто фотодокументальный обзор деревянной архитектуры России, а многослойную, глубоко личную и в то же время фундаментально академическую летопись, охватывающую более полувека экспедиций и наблюдений.

Этот том - настоящий шедевр, выдающийся по всем параметрам: по охвату, по литературной изысканности, по качеству аналитики, по глубине культурной эмпатии. Его можно с полным основанием поставить в один ряд с классиками русской архитектурной историографии - трудами Евгения Ащепкова, Сергея Баландина, Виктора Кочедамова. Но есть нечто, что выделяет труд Брумфильда даже среди этих славных имён: уникальный синтез научной строгости и глубоко человеческого взгляда на архитектуру как культурную среду.

Архитектура как культурная ткань

С точки зрения профессионала-историка архитектуры, следует особенно подчеркнуть, что From Forest to Steppe не просто фиксирует исчезающую материальную культуру - оно пронизывает её живой интерпретацией. Уильям Брумфильд последовательно показывает эволюцию деревянного зодчества как отражение климатических, социально-экономических, религиозных и этнокультурных условий. Он описывает, как традиционная изба (будь то в Архангельской области, в Забайкалье или в Якутске) не только отражает строительные традиции, но и выражает жизненный уклад, мировоззрение, укоренённость в земле и ритме времени.

Особое внимание заслуживает аналитика различий между северными, сибирскими и степными регионами - не только в плане конструктивных решений обернутых в многоступенчатые крыши или венцовые соединения, но и в социокультурной функции зданий. Так, Брумфильд отмечает переход от деревенской избы как центра жизненного цикла семьи к многоквартирным деревянным домам в провинциальных городах конца XIX века, и в этом видит целую смену антропологической парадигмы.

Великолепна глава, посвящённая деревянным усадьбам дворян и купцов, построенных в духе русского романтизма, но уже с влиянием классицизма и модерна. Особенно интересна архитектурная эволюция построек от декоративной шатровости XVII века к рационализированным, но по-прежнему древесным особнякам томских и иркутских купцов начала XX века.

Американский историк посвятил статью архитектуре Иркутска

Живое дыхание маршрута

Однако From Forest to Steppe - это не просто архитектурный каталог. Меня особенно вдохновила часть, где Брумфильд описывает свои человеческие взаимоотношения и путевые заметки - абсолютно бесподобным, тонким и живым языком. Этот дополнительный слой - и есть то, что превращает академическое издание в подлинную литературу. Он пишет о России не как посторонний наблюдатель, а как человек, проживший вместе с ней боль и восторг открытий, пыль просёлочных дорог и слепящую белизну северных ночей.

В путевых фрагментах книги появляется второй сюжетный пласт - история встреч с людьми. Дорожные попутчики, водители, монахи, библиотекари, музейные хранители, простые сельчане - их лица и характеры выведены с подкупающей точностью, почти чеканно. Брумфильд передаёт не только диалоги, но и интонации, запахи, уличные сцены, чувство ожидания на полустанке, медленный разговор у самовара. Его текст здесь - не просто повествование, а форма памяти. В лучших традициях русской литературы XX века он превращает полевые заметки в литературные миниатюры о времени и вечности.

Великолепно описаны и дороги - как физическая, так и метафизическая реальность. То, как Брумфильд пишет о просёлках Костромской области, снежных треках Вологодчины, поездке по Ямальской тундре на «уазике», - это настоящая проза странствий. В каждом маршруте чувствуется опыт географа, фотографа, этнографа и, прежде всего, внимательного человека, умеющего видеть.

Ценность документа и его сохранности

Все фотографии, сопровождающие книгу, снабжены точной датой и географическим указанием. Автор бережно сохраняет визуальное свидетельство исчезающего мира. Множество объектов, запечатлённых им, уже не существует - и это делает книгу ещё более весомой как документ эпохи. Архив фотографий Брумфильда, хранящийся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, становится бесценным ресурсом для будущих поколений историков, архитекторов, реставраторов и культурологов.

Следует особо отметить разделы, посвящённые музеям деревянного зодчества, в частности Кижам, Малым Корелам, Суздалю. Брумфильд с осторожным оптимизмом пишет об этих проектах, подчеркивая их значение и в то же время осознавая их музейную ограниченность - ведь живая архитектура требует живой среды, а не только охранной ограды.

Труд, вдохновляющий на действие

Эта книга - не только для профессионалов историков. Она будет полезна архитекторам, преподавателям, краеведам, реставраторам, но также и широкой аудитории, для которой культура - не пустой звук. Это труд, который хочется дарить, перечитывать, цитировать. Он будит в душе читателя и любовь к родной архитектуре, и уважение к ремеслу, и желание сохранять, а не разрушать.

From Forest to Steppe - это не только взгляд на архитектуру, но и акт культурного свидетельства, пронзительного и честного. Это книга-паломничество, книга-письмо, книга-прощание с ускользающей Россией, которую Брумфильд успел запечатлеть, понять и полюбить. Великая книга - и великий человек за ней.

Постскриптум

В духе лучших голливудских фильмов, у этой книги есть свой сюрприз - «сцена после титров». Когда, казалось бы, всё уже сказано, страницы перевёрнуты, и читатель готов поставить том на полку, Брумфильд преподносит ещё один подарок - две финальные фотографии. Это не просто иллюстрации - это метафора всей книги.

Первая - предельно простая, почти аскетичная: деревянный лабаз. Бесхитростная, утилитарная, первобытная форма, в которой зиждется сама идея выживания, хранения, продолжения жизни. Вторая - её противоположность, апофеоз художественного выражения: Преображенская церковь на острове Кижи - сложнейшее сооружение, венец традиции, архитектурный гимн дереву как материалу и духу.

Эти два снимка, поставленные рядом в самом конце, подводят философскую черту: от зерна до благодати, от земного к горнему - весь путь русской деревянной архитектуры, пройденный заново вместе с читателем. Браво, профессор Брумфильд. Браво - и спасибо.

Александр Молодин, кандидат архитектуры, доцент.

Портал Роскульт русскоязычной диаспоры в США

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также