Издательство «МИФ»

Актриса Черемховского драмтеатра в 1990-е годы Надежда Суханова стала заслуженным работником культуры Красноярского края

Актрисе Ачинского драматического театра Надежде Сухановой присвоено звание заслуженного работника культуры Красноярского края. В Ачинском театре она служит двадцать три года.

Родилась Надежда 24 мая 1956 года. Окончила Новосибирское театральное училище, ее педагогами были выпускники студии Станиславского. С 1979 года - на театральной сцене. Первые шесть лет работала в Прокопьевске, где получила премию "За освоение Сибири в современной драматургии" (1984). С 1985 года - шесть лет в Ашхабадском ТЮЗе, где стала лауреатом премии Ленинского комсомола Туркменистана (1988).

С 1991 года - шесть лет в Черемховском драматическом театре. Здесь ее зритель запомнил в первые пять минут выступления на сцене. 

Она прошла хорошую сценическую школу вместе с заслуженным артистом РСФСР Александром Николаевичем Зыковым, с которым выступала тринадцать лет. Газета "Черемховский рабочий" писала, что в миниатюре Эдуардо де Филиппо "С некоторым риском" она играла Доротею и с партнерами была "удивительно слаженной тройкой". В "Шахматной задаче" И. Рыклина показала женщину, не любящую мужа, командующую им до мозга костей, самовлюбленную и избалованную "куклу". Несколько лет она играла Матрену в "Женитьбе Бальзаминова" по пьесе А. Н. Островского: "Матрене надоели выходки Бальзаминова. Она от всех отмахивается, многозначительно вздыхает, отворачивается от надоевших ей разговоров и, конечно, грубит господам". А еще была Агафья Тихоновна в гоголевском спектакле "Женитьба". В 1992 году режиссер Владимир Гуркин, чье имя сейчас носит театр, подарил черемховцам  пьесу-сказку "Золотой человек". Одну из ролей сыграла Надежда Суханова. 

Но лучше всего у нее получалось в детских спектаклях. Например, Капа в "Аленьком цветочке",  такая червствая, грубая и невоспитанная сестра Аленушки, совсем противоположная своему жизненному принципу. В 1996 году черемховцы поставили "Сказку про репку" Павла Маляревского, где Надежда играла также одну из главных ролей. И, конечно, "Золотой ключик". Говорят, что она шла на работу со словами "Здравствуй, солнышко!". 

Надежда Суханова занималась большой общественной деятельностью, вела театральную студию в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, выступала Снегурочкой на новогодних утренниках и детских праздниках, возглавляла городской клуб собаководов, организовала на стадионе первые в городе выставки породистых собак. В 1993 году в черемховском театре по инициативе тогдашнего директора Татьяны Анатольевны Радыгиной открылся клуб "БИС-26" (Будем искусству служить, число 26 означает дату первой встречи - 26 августа), и Надежда стала его ведущей. 

В 1997 году Суханова уехала в Ачинск, где сыграла самые яркие роли в спектаклях "Любить не прикажешь" (2006), "Смешные деньги" (2007), "Дядя Ваня" (2010), "Женитьба  гусара" (2014). С 2001 года пробует себя и как режиссер. В 2015 году ее номинировали на "Лучшую женскую роль второго плана" на фестивале "Театральная весна" за игру в спектакле по пьесе А. Володина "С любимыми не расставайтесь" (партнером по сцене выступал Сергей Сумин). 

Надежда любит рассказывать эпизод из студенческой учёбы в Новосибирске, когда преподаватель, знавшая великую актрису Тарасову, возмущалась: "Кухарка не может играть дворянку! Чтобы сыграть Анну Каренину, надо уметь даже сидеть правильно". Надежда – за честность в профессии и в жизни. Помогает бездомным животным, которых любит самозабвенно. Любит жизнь. И жизнь отвечает ей взаимностью. 

 

"Глагол" публикует отрывки из интервью, которое Надежда дала Таисии Аникиной в 2016 году.

- Самое сильное впечатление в профессии за последнее время. 

- Шекспир актуален всегда. Это классика. Взаимоотношения власти и простого народа – те же, при других декорациях, костюмах. Суть одна. «Ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна черноты, и их ничем не смыть!» – цитата из Гамлета, и она современнаЭта постановка Дмитрия Нуянзина и «поворачивает наши зрачки в душу», чтобы мы увидели, к чему может привести тотальная нелюбовь. Сегодня отношения между людьми потребительские, строятся по принципу «Что я с этого буду иметь?». Россия всегда славилась добротой и щедростью. Если мы «озападнимся» – всё потеряем. Планету может спасти только Россия. В ней осталась душа. Мне мама всегда говорила: «Ты выходишь на сцену – и говоришь чужими словами…». Мы все говорим чужими словами. Уже родившись и войдя в мир, взрослея, мы пользуемся запасом, который был до нас. От построения фразы появляется мысль. На сцену надо выходить, если знаешь, зачем. Если знаешь, что будешь говорить. Когда берёшь материал, начинаешь анализировать роль, разбираешь, кто ты, твой герой, как к тебе относятся другие персонажи. Актёр шьёт свою роль из монологов – так рождается тело спектакля. Задачу ставит режиссёр. Если выходишь на сцену, чтобы показать, что «я могу вот так встать, вот так повернуться, вот так посмотреть», – тогда это не актер, это артист. У актёра должно быть что-то в сердце, и если сердце рвётся, когда ты выходишь на площадку, «бухает» так, что в первом ряду, кажется, слышно – значит, ты переполнен. И это можно и нужно выплеснуть.

- Чем театр отличается от телевидения, от кино?

- Театр живой: то, что я делаю на сцене, я делаю один раз – и больше так не получится. Каждый раз будет рождаться новый спектакль. Как и в реку нельзя войти дважды. Приходишь, настроился, вышел на подмостки, запнулся – всё, спектакль пойдёт иначе. Костюмеры знают, насколько я придирчива к тому, в чём выхожу на сцену. Плохо отутюженное платье – казалось бы, нюанс. Нет. Для меня это принципиально. От настроения твоего партнёра зависит, как пойдёт постановка. «Щёлкнуло» или нет – химия… Форма, то есть КАК я это делаю, – этот приём на театральном языке называется «пристройка». Этим априори владеет всякий актёр, это его ремесло. Содержание – глубже и важнее.

- Путь в профессию, каков он был?

- В совсем юном возрасте я всем вокруг заявляла, что буду «балеткой». Окружающие смеялись. Но я была увлечена танцами. Я занималась в ансамбле народного и классического танца у руководителя Биденко. Он дружил с Годенко, и даже стилистика номеров у друзей была похожей. Бытовала практика набора исполнителей из регионов: однажды приехала комиссия из московского хореографического училища. Из Красноярского края нас отобрали сразу пятеро человек, в том числе троих – из нашего коллектива. Я собралась ехать, но мама строго сказала: «Ни-ког-да!». Делать было нечего, пошла в политехникум, откуда благополучно меня «выпнули» за неуспеваемость. Задумалась: куда пойти, где нет ни физики, ни химии, ни математики?.. Мне повезло: в Новосибирске жила тётя, там я и поступила в театральное училище. Это лучшая профессия в мире. Это – моя профессия. Я – счастливый человек.

- Как справиться с «зажимом»?

- Очень просто: на сцене надо заниматься делом. Не думать, как ты выглядишь, какая у тебя причёска. У многих актрис есть комплекс: они боятся предстать некрасивыми. Когда меня пригласили в Прокопьевский театр, мы играли в «Леди Макбет» заключённых, рисовали себе шрамы. Увлеклись так, что режиссёр был в ужасе, заявив: «Вижу грим, а не актёров!».

Был ещё случай: в труппе работала актриса, которая считала себя «звездой». Когда она выходила, внимание, по её мнению, автоматически приковывалось к ней. Мы тихонько вышли на сцену, сели и стали от нечего делать… мастерить кораблики, самолётики из бумаги. Мы молчали, но были заняты делом. Зритель не смотрел на «приму» – он смотрел на нас. На сцене занимайся своим делом – тогда всё становится на свои места.

Мой конёк – сценическая речь. Я и детей в студии, которую курирую в драмтеатре, учу… говорить. С чем часто сталкиваешься в спектакле? Темпоритм. Можно говорить медленно, но при этом от внутреннего напряжения меня трясёт, внутри всё кипит. Тогда не нужна скороговорка. Я говорю воспитанникам: слово всегда следует за жестом, за рукой, за мыслью. Звук, как и жест, надо фиксировать, задавать ему направление. Даже если ты стоишь спиной к зрителю, звук можно «пропустить» через затылок. Я сторонник слова и жеста на сцене. На сцене я минималистка: уверена, что на сцене главный – актёр, и должен быть минимум декораций.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

02.04.2020


Новости партнеров

Театральная жизнь