13 августа 2022
13:34

Вспоминая Евгения Ячменева

02 августа 2022

В феврале 2022 года Евгению Александровичу исполнилось бы 65 лет со дня рождения. «Глагол» вспоминает известного деятеля иркутской культуры.

Ячменев родился в семье потомственных иркутских интеллигентов. Мама, Любовь Григорьевна, библиотекарь, привила сыну любовь к литературе и интерес к пушкинской эпохе. Отец, Александр Иванович, участник Великой Отечественной войны,  сумел внушить ему понятия о чести и долге, верности данному слову и сострадании ближнему.

В школьные и студенческие годы он активно занимался музыкой, участвовал в спектаклях театра-студии «Юность» при Дворце пионеров. Эти увлечения и предопределили судьбу. Еще в 1977 году тогдашняя заведующая музеем декабристов Т. В. Налетова в беседе с корреспондентом «Советской молодежи» рассказывала: «Женя Ячменев пришел к нам лет пять назад. Сначала просто на экскурсию. Понравилось, пришел еще. Начал изучать экспозицию, заинтересовался и до сих пор приходит, хотя уже стал студентом».

Преподаватели музыкального факультета пединститута, где Ячменев получил высшее образование, тогда обратили внимание на стремление студента не только к технически правильному исполнению произведений, но и к передаче духа времени, особенностей интерпретаций, характерных для декабристской эпохи.

После окончания института и службы в армии он работал концертмейстером в Иркутском Дворце пионеров. Но любознательность привели на истфак Иркутского университета. Знакомство со старейшим в Иркутске декабристоведом Семеном Федоровичем Ковалем способствовало окончательному выбору, позволившему совместить и любовь к музыке, и интерес к декабристам.

В 1983 году Евгений Алексанлдрович был назначен директором Иркутского музея декабристов (до 2000 года - отдел областного краеведческого музея). На его плечи легли заботы по завершению реставрации и строительству экспозиции в доме Волконских. Это помогло ему в защите кандидатской диссертации по теме «Историко-мемориальный музей: Проблемы формирования коллекции и создания научной концепции экспозиции».

Свою диссертацию директор музея писал более десяти лет, но список источников и литературы насчитывает около 300 наименований. Это своеобразный сплав исторического, искусствоведческого, музееведческого, культурологического, отчасти даже психологического исследования.

Под руководством Ячменева музей декабристов стал настоящим научным и культурным центром. В 2000 и 2006 годах были проведены всероссийские научные конференции, посвященные проблемам декабристоведения. С 1999 года музей ежегодно проводил региональные декабристские конференции школьников, а с 2003 года - студенческие. Большое внимание он уделял именно работе с молодежью, придумывая с сотрудниками новые формы - тематические экскурсии, экскурсии с элементами этикета, интегрированные уроки, детские балы. Даже конюшня усадьбы Волконских, спасенная от пожара в 2003 году, благодаря сотрудничеству с Центром иппотерапии благотворительного фонда Тихомировых стала центром не только спортивных и лечебных занятий, но и красочных ярких праздников в день рождения А. С. Пушкина.

Благодаря работе с меценатами появилась возможность увеличить коллекцию подлинных вещей XIX века, в том числе декабристских реликвий, выпустить в свет новые тома серии «Полярная звезда» и первую научную биографию Сергея Волконского, написанную петербургской исследовательницей Н. Ф. Караш.

Личное участие директора в музыкальных и литературных вечерах и спектаклях «Домашнего театра Волконских» неизменно вызывало удивление и восторг посетителей. Это открыло ему дорогу на профессиональную сцену, ведь Евгений Ячменев сыграл в спектаклях иркутской драмы «Наш господин Чичиков» и «Сны Ермолая Лопахина».

А еще было несколько открытий. Так, в доме Волконских были представлены фрагменты незаконченной оперы Беллини «Элизабет, или дочь ссыльного», задуманной итальянским маэстро под влиянием слухов о судьбе декабристов. Прослышав о ней в Париже, Ячменев несколько лет потратил на поиски партитуры и, наконец, с помощью дочери О. Ф. Розовой, живущей в Англии, отыскал ее копию в архивах знаменитого «Ковент-гардена».

С 1985 года он – активный участник областного фестиваля «Декабристские вечера», а с 2001 года – председатель его оргкомитета. Ячменев стремился познакомить с программами фестиваля не только иркутян, но и жителей Ангарска, Шелехова, Усольского, Чермховского, Иркутского районов,  «декабристских» сел – Олонок, Урика, Усть-Куды, Бельска.

Евгений Александрович был активным членом польского клуба «Висла» и Ассоциации друзей Франции, блестяще говорил на французском.

26 июня 2008 года он погиб. Его тело обнаружил охранник музея. Ячменеву был 51 год.

По материалам Тамары Перцевой

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также