Издательство «МИФ»

Геннадий Гущин: я в празднике любви существую более сорока лет!

«Глагол» продолжает знакомить читателей с премьерными спектаклями Года российского театра. Сегодня режиссер Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова Геннадий Гущин рассказал корреспонденту Светлане Шевченко о постановке «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова.

Свадьбе – быть!

О том, чтобы поставить спектакль по пьесе Виктора Розова, я стал думать еще с училищных времен, когда мы изучали современную драматургию – классику советского периода. Эта история о любви, отношениях, эпохе глубоко взволновала меня и воспринималась очень эмоционально. А сейчас я хочу вернуться к этой идее и осуществить задуманное, ориентируясь на жизненный опыт и новые смысловые пласты.

Время, в которое происходит действие пьесы – 60-е годы ХХ века – заставляет переживать за героев, вспоминать молодость. О царившей в тот период атмосфере, о настроениях в обществе я знал не понаслышке. С тех пор многое изменилось и в философии, и в ценностях. Для нас держать за руку любимую девушку уже становилось событием и приносило невероятное счастье, а сейчас молодежь стремиться совсем к иному. Ценностные ориентиры меняются. Плохо это или  хорошо – не нам об этом судить. Но в том, что сейчас все по-другому, сомневаться не приходится.

Люди, про которых мы рассказываем в спектакле «В день свадьбы» - это мое поколение и поколение моих родителей. В них чувствовалась какая-то такая степень правды и нравственной силы, которая по масштабу своему была просто космической. Глубокая. Всеобъемлющая. И мне очень жаль, что такие люди постепенно уходят. Но им на смену приходят другие, тоже по-своему хорошие. Поэтому, спектакль и об уходящей эпохе, и о людях, которые эту эпоху формировали, и о памяти времени, прекрасной и значимой для каждого из нас. Но он также и о современном мире, о молодежи, ведь всех объединяет любовь.

Что есть любовь?

Наверное, у всех режиссеров так: когда работаешь над постановкой, то появляется возможность разобраться в первую очередь в себе, в тех вопросах, которые мучают в жизни и не дают покоя. Постановка «В день свадьбы» позволила задать вопрос – что же такое настоящая любовь? Продолжение жизни? Физиология? Космическое явление? Это философский вопрос, через который мы пытаемся заглянуть вглубь себя, в свои ощущения, найти необходимые ответы о смысле жизни.

2019 год посвящен театру, но для меня он происходит каждую минуту. Я в этом празднике существую уже больше сорока лет. Премьера спектакля «В день свадьбы» назначена на 1 марта, поэтому очень хочется в преддверии 8 марта посвятить его всем женщинам и светлому чувству любви!

Театральное таинство

Когда композитор пишет музыку, художник – полотно, а писатель – роман, то этот процесс всегда сопровождается определенными муками творчества. Со спектаклями точно так же. Как в спектакль вдохнуть жизнь и сделать его интересным и глубоким для зрителей? Это вопрос, отвечать на который человечеству придется еще множество лет. Единого ответа на него нет и не существует. Это большая тайна и трудность. А такие технические проблемы, как установка декораций, пробы артистов, подбор музыки, которые участвуют в создании спектакля, решаются намного легче.

Поэтому, если говорить о трудностях, то они, скорее всего, душевного плана. Чтобы понять, что же происходит с персонажами, почему они так страдают, что движет ими, это надо прочувствовать, пропустить через свои эмоции и ощущения. Ведь как говорил Ромео из трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»: «Над шрамом шутит тот, кто не был ранен». Вжиться в определенного героя и ужаснуться тому, что он проживает, его глазами увидеть происходящее, а потом эти ощущения попытаться передать – это, наверное, самое сложное.

Коллективный труд

При чтении пьесы возникает, пусть и примерное, представление, кто из артистов подходит на ту или иную роль. И мне кажется, что выбранные артисты драмтеатра будут очень гармоничны в ролях спектакля «В день свадьбы».  Вместе у нас получится представить на сцене историю о любви.

Талантливый актер всегда вносит в режиссерский замысел коррективы и влияет на будущее спектакля: привносит частичку своей психологии и жизненного опыта. И поэтому получается, что при работе не только над ролью, но и над всем художественным полотном, мы создаем постановку как единое целое. И происходит это благодаря тому, что мы работаем вместе. А также очень важно, чему спектакль научит нас самих, как будем дальше идти по жизни, когда соприкоснемся с этим материалом – искренним, глубоким, выстраданным.

Согласно опыту

Человек часто проецирует увиденное и прочитанное на собственную жизнь, ориентируясь на личный опыт. Поэтому трудно сказать, о чем подумает зритель после просмотра спектакля «В день свадьбы». Может, кто-то будет хохотать над тем, что случилось с героями, а кто-то, наоборот, узнает в этой ситуации личную трагедию, эмоции и чувства у него будут соответствующие. Все индивидуально.

Светлана Шевченко, специально для «Глагола»

Фото Анатолия Бызова

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

04.02.2019


Новости партнеров

Театральная жизнь

Байкал. Целиком и навсегда

Уличная шахматная доска установлена в центре Иркутска

Романтика Второго Иркутска: голубевод Владимир Колодкин о любимых птицах

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»