Как Леонид Гайдай снял свою интерпретацию гоголевского «Ревизора»
06 августа 2023
Сорок пять лет назад на советские экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга».
Весной 1977 года режиссер Леонид Гайдай начал съемку очередного фильма. Он только что закончил свою трилогию по экранизации произведений советских классиков: в прокат с огромным успехом вышли «Двенадцать стульев» по Ильфу и Петрову, «Иван Васильевич меняет профессию» по Михаилу Булгакову и «Не может быть!» по Михаилу Зощенко.
Гайдаю хотелось экранизировать что-то из русской классики, и выбор пал на «Ревизор». То, что когда-то высмеивал Гоголь, не потеряло своей актуальности и в 20 веке.
На фото: Сергей Полуянов и Леонид Гайдай на съемках фильма
Актерский состав фильма оказался звездным: Анатолий Папанов (городничий), Нонна Мордюкова (жена городничего), Вячеслав Невинный (Земляника), Леонид Куравлев (почмейстер Шпекин), Ольга Анохина (Марья Антоновна, дочь городничего), Анатолий Кузнецов (судья Ляпкин-Тяпкин), Валерий Носик (смотритель училищ Хлопов), Олег Анофриев (Бобчинский), Леонид Харитонов (Добчинский), Сергей Филиппов (Осип), Александр Ширвиндт (лекарь Гибнер), Станислав Чекан (Уховертов), Михаил Кокшенов (полицейский Держиморда).
Анатолий Папанов в журнале «Советский экран» рассказывал, что был утверждён на роль без кинопроб: «И такое доверие, конечно, лестно. Однако работа оказалась для меня не столь лёгкой. Более ста раз я сыграл Городничего на сцене. В фильме всё надо было делать по-другому. Кино диктовало свои законы.
Помогла в работе над ролью творческая атмосфера на съёмочной площадке, контакт с опытными актёрами, наше давнее взаимопонимание с режиссёром Леонидом Гайдаем.
Каким получился новый Городничий - не мне судить. Но хотел я сыграть типаж, узнаваемый сегодня. Иначе, по-моему, не стоит и браться за экранизацию классики».
Павильонные съемки фильма начались 29 января, а закончились 26 апреля 1977 года. Затем съемочная группа отправлялась на натурные съемки в город Касимов Рязанской области.
На фото: Ольга Анохина и Нонна Мордюкова
Журналист Федор Раззаков так описывал процесс съемок: «Натурные съемки начались 16 мая. В течение нескольких дней снимали безактерские эпизоды: искусственную лужу, здание почтовой станции. Как писала корреспондент "Приокской правды" Л. Родина: "В эти дни в Касимове происходят довольно странные вещи. В центре города появился монументальный памятник - конная статуя прошлого века, рядом с современными опорами для электропередач стоят полосатые верстовые столбы, по главным улицам едут кареты..."
К концу мая в Касимов подтянулись актеры и начались съемки с их участием. Например, снимали эпизод спешного отъезда Хлестакова из города: когда городничий с письмом в руках сходит по ступеням своего дома и удивляется: "Сосульку, тряпку принял за важного человека!..". На экране эпизод длится лишь 17 секунд, а снимали его пять часов.
На фото Игоря Гневашева слева направо: Леонид Гайдай, Анатолий Папанов, Александр Ширвиндт, Валерий Носик, Анатолий Кузнецов.
На фото: дуэт Бобчинского и Добчинского составили золотой голос советской мультипликации Олег Анофриев и "Иван Бровкин" Леонид Харитонов.
Натурные съемки продлились до 24 июня, потом группа вернулась в столичные павильоны».
На экраны страны лента вышла в начале 1978 года. По сравнению с комедиями Гайдая, «Инкогнито из Петербурга» оказался не самым успешным фильмом с точки зрения популярности в прокате. На классику зрителя всегда заманить непросто.
Тогда говорили, что одной из причин не самой удачной картины - это роль Хлестакова в исполнении Сергея Мигицко. Мол, он был невнятный. Известно, что Леонид Иович хотел снять в этой роли Олега Даля. Это был бы гораздо более яркий Хлестаков. Но Даль подумал и... отказался.
Вот что он написал в своём дневнике:
«4.1.77. Гайдай. Ревизор. Хлестаков. Пугает Гайдай. Что делать? Ждать. Отказаться никогда не поздно.
Возвращение в прошлое.
Окончательно отказался от мечты сыграть Хлестакова. Фильм Гайдая. Соображения принципиального характера. Не по пути!!!»
На фото: Леонид Гайдай, Олег Даль и Сергей Мигицко.
Однако этот фильм можно назвать одной из самых талантливых экранизаций русской классики в советском кинематографе.
«Инкогнито из Петербурга» стал главным фильмом августа 1978 года. Уже 1 августа фильм пошел в братских кинотеатрах «Современник» и «Падун», семь сеансов подряд. Утренний - 09:30, последний - 21:30. В Иркутске показ начался в кинотеатре «Гигант» и «Пионер». Затем – «Россия», «Экран», «Комсомолец». В октябре – ноябре – его показывали во многих кинотеатрах области.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!