Владимир Ходий: 60 лет назад на линию Иркутск - Братск впервые вышел теплоход «Сибирь»

Владимир Ходий
Владимир Ходий
08 июня 2024

Это был заметный шаг в техническом оснащении речного транспорта.

сибирь

Помните песню Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова, в которой есть слова:

Чуть охрипший гудок парохода
Уплывает в таежную тьму.
Две девчонки танцуют, танцуют на палубе,
Звезды с неба летят на корму.

А река бежит, зовет куда-то,
Плывут сибирские девчата
Навстречу утренней заре
По Ангаре, по Ангаре?…

Тогда эту линию обслуживали пароходы «Карл Маркс» и «Фридрих Энгельс». Например, в навигацию 1959 года, совершив 74 рейса, они обслужили 30 тысяч пассажиров. В том числе тогда и ранее, будучи еще студентом, ездил в родную Аталанку Валентин Распутин, написавший впоследствии повесть «Вниз по реке». Большой наплыв желающих прокатиться по легендарной сибирской реке был из Москвы, Ленинграда и других городов страны.

Тем временем в решающий этап вступило строительство Братской гидроэлектростанции и связанное с этим рождение крупнейшего в стране водохранилища, за которым вмиг закрепилось название Братское море, и судостроители Иркутской ремонтно-эксплуатационной базы флота приступили к сборке 800-сильного пассажирского теплохода озерного типа.

В феврале 1963 года «Восточно-Сибирская правда сообщила: 

«Близок к завершению строительством в областном центре новый пассажирский теплоход для плавания по Братскому водохранилищу вместимостью более 300 человек и названный «Сибирь». 

В отличие от судов, которые до сих пор обслуживали линию Иркутск - Братск, он имеет металлический корпус, два 400-сильных двигателя с генераторами и совершенную техническую аппаратуру, обеспечивающую ему отличный ход и управление, электроэнергию и отопление в холодную погоду. На судне будут удобные каюты, два салона, ресторан, прогулочная палуба».

Интересно, что на ремонтно-эксплуатационной базе одновременно шла сборка вначале судна на подводных крыльях «Ракета» вместимостью 50 пассажиров и скоростью более 60 километров в час она начала обслуживать линию Иркутск - Усть-Уда, а затем «Метеора», способного принимать на борт до 150 человек и преодолевать расстояние от областного центра до Братска за 9-10 часов.

Однако даже при наличии конкурентов «Сибирь» была незаменима как судно экскурсионное, обслуживающее как жителей небольших населенных пунктов, так и многочисленных туристов. Помнится, и мы с женой и дочерью в 1984 году совершили неспешную поездку в северную столицу области.

А в сентябре следующего года на теплоходе произошел пожар и после этого прежний вид и функцию ему не стали возвращать. Но поскольку корпус и надстройки не пострадали, то было решено переместить его в Братск и переоборудовать под детскую учебную базу лагеря «Варяг». Планам не суждено было осуществиться - корпус корабля сдавило льдами и он затонул.

Автор: Владимир Ходий, журналист, собкор ТАСС в 1981-2011 годах

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также