Издательство «МИФ»

Решала-2, или Жизнь в пересказе кино

Выход в прокат 6 августа фильма "Решала-2" (производства улан-удэнской студии «Байкалфильм») – это не просто кинопремьера, а важный прецедент. Кажется, впервые малобюджетный фильм маленькой сибирской студии выходит в настоящий российский прокат. Его увидят не только в Улан-Удэ и Иркутске (как было с их предыдущими фильмами, двумя частями комедии «На Байкал», первым «Решалой» и другими). «Решала-2» стартует на днях в 60 городах России, в том числе в Москве, в общей сложности на 100 экранах. А если добавить к этому 40 экранов в Казахстане – то цифра будет вполне достойная и для иного столичного фильма, а уж для сделанного в Бурятии, где никогда не было и нет никакой киноиндустрии – тем более.

Я не случайно подчеркиваю это «в Улан-Удэ, в Бурятии». Мне кажется, не совсем верно относиться к этому фильму просто «как к кино». По гамбургскому счету к «Решале-2» претензий можно предъявить достаточно. Тут и слабость диалогов, и уязвимость сценарных ходов, предсказуемых и схематичных, и очевидный непрофессионализм актеров, и явные проблемы с записью звука, и проблемы со светом в интерьерных съемках, и операторская работа, и вообще это кино, конечно, никакой не шедевр. Его можно довольно легко разбомбить и расстрелять прямой критической наводкой, но… Все подобные претензии к фильму отскакивают от него, как от стенки горох, не причинив вреда, потому что фильм и не претендует ни на что - кроме зрительского внимания. Он сделан, совершенно очевидно, в полной гармонии с финансовыми возможностями его создателей, без всякой претензии на какой-то «высокий голливудский уровень», сделан на том профессиональном, техническом и, главное, творческом уровне, на котором работает сегодня эта команда бывших кавээнщиков. Ребята просто делают кино, делают быстро, легко и самозабвенно, получают от этого процесса явное удовольствие, а главное – делают кино все лучше и лучше. 

Фильм является продолжением «Решалы» (2012), картины, преодолевшей в интернете вполне взрослую цифру в 7 миллионов просмотров, – то есть герои первого фильма, авторская интонация и манера точно нашли своего зрителя. Два фильма даже в каком-то смысле сюжетно закольцованы: финальный кадр второго фильма отсылает к началу первого, начинающегося как «история двух братьев». Во втором фильме рассказывается о младшем брате по кличке «Каша» (его старшего брата, того самого «решалу-адвоката», убивают в первом фильме, и во втором он появляется только в нескольких флешбеках). В первом фильме главный герой - успешный адвокат (его играет неуловимо похожий на Г.Куценко Константин Озёров), спасающий младшего брата из постоянных криминальных переделок. Главный герой второго фильма – тот самый младший брат, сбежавший из Улан-Удэ в Саратов, образумившийся, сменивший имя и начавший новую тихую семейную жизнь. Но прошлое настигает его и там – и он стоит перед выбором, то ли бежать от него дальше, то ли вернутся в прошлое, чтобы попытаться все исправить. Финал фильма вполне предсказуем, но в то же время вполне достоверен, жизнь ведь тоже, в общем, вполне предсказуема и при этом пугающе достоверна.

Фильм снят в несколько устаревшем (и даже обветшавшем) жанре криминального боевика и весь напичкан (даже против воли авторов) какими-то киноаллюзиями. Начать с того, что главного героя (его играет Александр Фролов) все называют кличкой из первого фильма - «Каша», и это сразу напоминает Лапшу из «Однажды в Америке». Идиллические семейные сцены и симпатичные трогательные женщины с детьми (тут зритель должен растрогаться) заставляют вспомнить «Крестного отца», многочисленные суровые и солидные братанские терки за едой (тут зритель должен проникнуться уважением к героям криминального труда) – фильм «Схватка», и так далее.

Авторы, кстати, несколько замешкались на этом перекрестке - между неподдельным уважением и даже где-то любованием крутыми мужиками, добившимися положения в своих городах, которых «все тут знают», и которые «всё здесь могут», и одновременно желанием прочитать зрителю нотацию, что «убивать нехорошо». Некоторая двойственность авторского отношения, впрочем, фильму не вредит, а, скорее, просто как-то его характеризует. Тем более что в основе этого отношения, очевидно, лежит двойственное отношение авторов еще к одному герою фильма - городу Улан-Удэ. Родной город героев и создателей фильма – это мир, в котором все друг друга знают, все действуют по понятиям и по знакомству, все со всеми обо всем договариваются, но иногда – уж таков этот город и этот мир – кого-то взрывают, убивают, пытают и сдают с потрохами. Для создателей фильма Улан-Удэ – это город детства, дружбы, предательства, насилия - и одно от другого отделить невозможно. Город в этом смысле действительно является «героем фильма» - настолько отношение к нему у авторов живое и человеческое, без всякого сюсюканья и дешевого «Мой город, я люблю тебя». 

В общем, повторяю, "гамбургский счет" тут не нужен: этот фильм для меня вполне проходит по разряду "местных специалитетов", а не мирового кинематографа. В нем, кстати, есть и еще одно достоинство: он показывает, что снимать можно за копейки и где угодно (необязательно в столице), с кучей недочетов и слабых мест. Мастерство и профессионализм придут, главное в этом деле - научиться "мыслить фильмом", научиться разговаривать на языке кино, рассказывать на нем истории, интересные зрителю. И вот в этом, в доверии к зрителю, которому эта история может быть интересна, в вере в то, что то, что они сняли, будет кому-то интересно – большой плюс фильма. 

Есть такой жанр устного компанейского творчества – «пересказ фильма». И иногда бывает так, что в пересказе (особенно когда рассказчик хороший) фильм в пересказе даже интереснее, чем в кинотеатре. Так вот мне кажется, что фильм «Решала-2» снят, в каком-то смысле, как бы в обратном жанре, то есть это фильм, снятый как «пересказ жизни». Зрительское восприятие фильма вполне живое (я смотрел в кинотеатре): все реагируют на узнаваемые грубоватые словечки в диалогах (не обращая внимания на качество диалога), на узнаваемые сцены, на узнаваемые ситуации и знакомые типажи. «Решала-2» - это еще не кино, создающее «вторую реальность», но это уже кино, которое ее неплохо, с настроением пересказывает. На пресс-конференции создатели фильма (продюсер Евгений Замалиев и актер Константин Озёров), кстати, сказали, что один из центральных каналов заказал им сериал – и они решили сделать его как приквел «Решалы» (то есть рассказать о событиях, предшествующих первому фильму). То есть придуманные ими герои стали кому-то интересны и зажили своей жизнью – а этого, как хотите, чего-то стоит.

Автор: Владимир Демчиков.

 


Aliexpress WW

08.08.2015

Киноразговоры