В Иркутске пройдет первый фестиваль русской оперы

08 августа 2019

В Иркутске пройдет первый фестиваль русской оперы.  Открытие фестиваля состоится 10 августа под открытым небом на территории архитектурно-этнографического музея «Тальцы». 

В рамках фестиваля зрителям представят постановки двух опер великого русского композитора Николая  Римского-Корсакова. Это «Царская невеста», естественными декорациями к которой являются исторические постройки Илимского острога в «Тальцах».

«Царская невеста» – опера в четырех действиях Н. А. Римского-Корсакова на либретто самого композитора и И.Тюменева по одноименной драме Л.Мея. 
Идея создать оперу на сюжет этого произведения возникла у композитора еще в конце 60-х годов XIX столетия. Но к ее написанию он приступил только спустя три десятилетия. Премьера прошла с грандиозным успехом в 1899 году. С тех пор «Царская невеста» не сходит со сцен ведущих мировых оперных театров.
Эта опера о любви - горячей, страстной, сжигающей все вокруг. О любви, возникшей в одну из самых жестоких и страшных эпох в истории нашей страны – время правления Ивана Грозного. Время опричнины, бояр, показательных казней и смертельных пиршеств. Напряженные ситуации того времени, представители разных слоев населения, особенности жизни и быта московской Руси исторически правдиво обрисованы в пьесе Мея. В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел особых изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым, вошли многие стихи драмы. Светлый, чистый образ Марфы, невесты царя, - один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова. Ей противостоит Грязной - коварный, властный, не останавливающийся ни перед чем в осуществлении своих замыслов, который, однако, обладает горячим сердцем и в итоге падёт жертвой собственной страсти. Реалистически убедительны образы покинутой любовницы Грязного Любаши, юношески простосердечного и доверчивого Лыкова, расчетливо-жестокого Бомелия. На всем протяжении оперы ощущается присутствие царя Ивана Грозного, незримо определяющего судьбы героев драмы. 

Здесь же состоится премьера оперы (небылицы в лицах) «Золотой Петушок» по стихотворной сказке всемирно известного русского поэта Александра  Пушкина. Ее поставит молодой режиссер, выпускница Иркутского областного музыкального колледжа имени Ф. Шопена и мастерской Георгия Исаакяна Российского института театрального искусства Елизавета Корнеева. Для нее это не первый опыт. Режиссер сотрудничала с Башкирским государственным театром оперы, Ивановским музыкальным театром и другими, а весной 2019 года стала лауреатом премии IV международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (Москва).

В трактовке молодого режиссера произведение приобретает новые акценты. Перед зрителем в первую очередь раскрывается личностная пустота героев, а заполняющая ее страсть становится основой смерти. 

С самого начала – полное отсутствие какого-либо государства и времени. Действие идет из ниоткуда и в никуда. Ясно только, что все находятся в попытке строительства нового Дворца. Но что-то мешает этой попытке. Каждый день герои вынуждены объявлять военное положение, собирать совет и искать причину. Наконец, Царь Додон решает, что есть некий внешний враг и просит своих сыновей придумать, что делать с этой опасностью. Сыновья наперебой предлагают свои решения, но воевода Полкан все отвергает, Царь в недоумении. Тут на помощь из ниоткуда приходит Звездочет, предлагая воспользоваться услугами Золотого петушка, который вовремя и наверняка укажет на внешнего врага, дав возможность всем отдыхать и вдоволь пользоваться новыми возможностями неизвестной цивилизации….
В последних словах Звездочета в эпилоге оперы выражен парадокс «Золотого петушка», состоящий в том, что фантастическое царство, откуда приходят Звездочет, Петушок, Царица, - есть реальность, а человеческое царство Додона, обставленное многими конкретными национальными признаками, - «призрак бледный», «пустота». Разумеется, Додоново царство призрачно и условно до известных пределов. Но дело не только в этом. Принципиально новое качество типичного для композитора «двоемирия» в «Золотом петушке» - неясность, нерешаемость вопроса, где тут «зло», а где «добро».

Фестиваль русской оперы посвящен 175-летию Н. А. Римского-Корсакова и 220-летию А. С. Пушкина, которые отмечаются в этом году. Организатор фестиваля - Иркутская областная филармония при поддержке регионального министерства культуры и архивов, художественный руководитель проекта – заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш. Постановки будут исполнены Губернаторским симфоническим оркестром под управлением Илмара Лапиньша, Камерным хором Иркутской областной филармонии под руководством Елены Бояркиной, солистами из Европы и России. Сценограф проекта -  заслуженный деятель искусств России Александр Плинт.

Кроме того, 14 августа в концертном зале Иркутской областной филармонии состоится Гала-концерт Фестиваля русской оперы. В этот вечер прозвучат камерно-вокальные произведения, оперные арии и другие произведения русских композиторов. Среди номеров концертной программы – увертюры к операм «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, романсы С. В. Рахманинова, А. А. Алябьева, П. И. Чайковского. Солировать будут Михаил Серышев (тенор, Москва), Желько Андрич (баритон, Сербия), Инна Звеняцкая (сопрано, Москва), Савва Хастаев (тенор, Санкт-Петербург), Владимир Комович (бас, Москва), Алексей Тихомиров (бас, Москва), Ксения Вязникова (меццо-сопрано, Москва). Музыкальное сопровождение - Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии под руководством Илмара Лапиньша.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также