Издательство «МИФ»

Как стать стюардессой

Ранняя пенсия, новые впечатления, минимум романтики и дорогое обучение. О том, как стать бортпроводником и насколько изменилась эта профессия за последние годы, рассказала в интервью  начальник службы бортпроводников авиакомпании "ИрАэро" Наталья Кубатова. 

- Сколько стоит обучение на бортпроводника? 

- Обучение кандидатов проходит в Калининграде, длится два месяца и стоит около 70 тысяч рублей. Наши будущие бортпроводники летают до Питера за счёт авиакомпании "ИрАэро", но если они не возвращаются и не работают у нас, то возмещают эти траты из своего кармана. Также слушатель курсов приобретает уже за свой счёт билеты из Петербурга в Калининград и обратно – это плюс ещё 10 тысяч. На время обучения можно разместиться в местном общежитии, оно тоже платное – 25 тысяч рублей за два месяца. Ну и другие траты – на еду, быт, развлечения. В общей сложности на два месяца курсов необходимо около 150 тысяч. 

Мы проходим обучение только в Калининграде. В Иркутске первоначальную подготовку Росавиация нам не подписывает. Они считают, что у нас в стране и так достаточно школ. А то, что все эти школы находятся в центральной части России – это их не интересует. 

- А можно полностью обучаться за счёт авиакомпании? 

- Мы так раньше делали, пока не столкнулись в 2008 году с тем, что группа уехала в учебный центр, но  половина слушателей в ходе обучения передумала становиться бортпроводниками. Профессия  разонравилась, а деньги с них получить уже никак нельзя. Позднее ситуация повторилась еще раз, и  пришлось менять схему оплаты обучения специалистов. Когда работал Иркутский учебно-тренировочный центр, было проще. И плата за обучение была меньше, и дома мама может борщом накормить – ехать никуда не надо. Тогда в бортпроводники люди шли охотно. Сейчас мы столкнулись не просто с дефицитом кадров, а даже с дефицитом желающих идти в профессию. Ведь на старте карьеры оплатить своё обучение могут далеко не все. 

- Как же тогда готовят кадры крупные авиакомпании? 

- Обучают по прежней схеме, заключают договора и потом вычитают деньги уже из зарплаты. Но за обучением обычно идёт "доучивание", ведь на курсах дают только теорию. В этом плане наша авиакомпания выигрывает, мы даём молодым проводникам пройти своеобразную карьерную лестницу – от АН-24 и Ан-26, через самолёты CRJ (семейство региональных самолётов, производимых канадской компанией Bombardier, вместимость до 50 человек) и далее – к "Суперджетам". Вырасти до последних можно за считанные месяцы, но если человек не может работать даже на "Аннушке", то ни о каких лайнерах не может быть и речи.

- А как часто вы берёте новичков? 

- Сейчас мы делаем донаборы проводников три - четыре раза в год, хотя ранее хватало и одного набора. Миграция специалистов между авиакомпаниями высокая – кто-то ищет дальнейшего роста, кто-то более удобный график, многие в постоянном поиске более высоких зарплат. Но бывают и случаи, когда люди возвращаются. Нас любят за дружный и добрый коллектив. 

- Какие же требования к кандидатам первостепенные?

- Скажу прямо, ребята знают иностранный язык очень слабо. Многие авиакомпании, получая резюме от кандидата, перезванивают и просят рассказать что-то о себе по-английски. Мы же понимаем, что это приведёт к выбраковке до восьмидесяти, а то и девяноста процентов кандидатов. Поэтому если человек не имеет языковой практики, наш инструктор-методист со знанием английского доучивает их уже на месте. Что касается основных требований к бортпроводникам, то главное - здоровье. Окулист, хирург, нарколог, психолог. Если у молодого человека есть военный билет и там стоит категория "Б", то я его сразу отправляю к хирургу, а уж он скажет, пройдёт этот человек комиссию или нет. Если у девушки зрение +5, однозначно она к комиссии не допускается. Смотрим также на наличие и характер травм, отношение с алкоголем и наркотиками. Из двадцати человек медкомиссию проходят только пятнадцать. 

Второе – отсутствие татуировок. Ну какому пассажиру будет приятно, если на всю руку нарисованы крылья, драконы или цветы? Это не допускается. Бороды тоже не должно быть. Человека сразу видно – аккуратный он или нет. 

Следующий критерий – грамотная речь. Человек может знать английский, но писать по-русски с ошибками в каждом слове или говорить с жаргонами –  сразу "отметается". Антропометрические параметры тоже обязательны. Поскольку у нас есть самолёты Ан-24, то есть ограничение по росту – не более 184 см. Если этот проводник в дальнейшем будет работать на "Суперджетах", то там потолки выше. Конечно, вес должен соответствовать росту. Никаких, простите, толстяков и толстушек у нас нет. Был случай, когда одна девушка для того, чтобы работать стюардессой, "скинула" за месяц 10 кг.

Очень часто медкомиссия бракует из-за искривления носовой перегородки. Самые целеустремлённые делают операции, но это занимает время и можно не попасть в набор. В целом у меня уже глаз намётан, всех кандидатов я просматриваю лично и если что – сразу отбраковываю. Сильно с выбором сейчас "не разбежишься". 

- А что входит в обучение? 

- В обучение входят дисциплины, как обслуживание пассажиров, предоставление питания, очень сложный предмет – перевозка груза, почты, багажа и английский язык. Если новичок приезжает с учебного центра и у него все эти знания есть, то такой бортпроводник очень быстро растёт по карьерной лестнице и в итоге работает на "Суперджетах". А если он на Ан-24 давно летает и до сих пор не может понять, что такое центровка самолёта, как заполнять документы – то "застревает" на этом самолёте.

А есть девчонки и мальчишки, которые всё просто ловят на лету. Они становятся полноценными бортпроводниками на лайнерах буквально за два месяца. Можно дорасти и до "Боинга", но для этого придётся переехать на постоянное место жительства в Москву, а значит – отдавать половину зарплаты за аренду квартиры. 

- Как часто бортпроводники сдают экзамены? 

- Существуют федеральные авиационные правила, согласно которым раз в год бортпроводники сдают аварийно-спасательную подготовку. Один раз в два года такой же экзамен, но для условий посадки на воду. Ещё раз в два года экзамен по перевозке опасных грузов и дважды в год проверяем готовность к весенне-летней и осенне-зимней навигации. Получается три - четыре экзамена в год. Но их может быть и больше. К примеру, вот недавно сел самолёт на кукурузное поле, пусть это произошло не у нас, но мы собираем сотрудников, дополнительно обучаем и проверяем как правильно открывать двери, как проводить эвакуацию и так далее. 

- Есть в профессии потолок по возрасту? 

- Если человек профессионал, он будет работать и в зрелом возрасте. У нас три бортпроводника, которым уже за 45. Но когда мы ведём набор, то рассматриваем кандидатов, которым не более 30 лет. Средний возраст тех, кто сейчас работает на линиях, - 23-25 лет. При календарном налёте 7,5 лет, женщины могут выходить на пенсию уже в 45 лет, а мужчины – в 50. Это большое преимущество, особенно на фоне недавней пенсионной реформы.

- Кроме пенсии какие ещё есть преференции бортпроводникам? 

- Рабочая смена стюардессы не может длиться более 12 часов. В неделю, как и у всех, – два выходных. При налёте 500 часов в год прилагается оплачиваемый отпуск – 77 дней. На Ан-24 налетать такой объём часов сложно, ведь там рейсы короткие, но на больших самолётах – «Суперджетах» и «Боингах» - вполне реально. К примеру, рейс Иркутск – Барнаул – Санкт-Петербург – Барнаул – Иркутск даёт налёт порядка 10 часов. 

- По каким причинам люди уходят в другую авиакомпанию или вообще из профессии? 

- Среди женщин основная причина – декретный отпуск. Сейчас у нас в декрете 13 девушек. Отчасти справедливо и то мнение, что в стюардессы девушки идут, чтобы выгодно выйти замуж – встретить свою половинку или в коллективе, или среди пассажиров. Я и сама когда-то вышла замуж за пилота. 

Сама по себе профессия у нас очень интересная, пусть даже сопряжена с некоторым риском. Интересно летать, смотреть города. Раньше, когда я летала, у нас была возможность побыть в другом городе, мы жили по 2–3 дня в Минеральных Водах, Ленинграде. Ходили, смотрели. Сейчас работают уже по-другому. Всё экономится – ты летаешь так называемым "разворотом". Прилетаешь, тут же разворачиваешься, смена экипажа, и все возвращаются домой, - не так интересно. Но бывают и командировки, у нас есть такие аэропорты как Магадан, Якутск, Москва. Там уже бортпроводники находятся по 1–2 дня и получают суточные. 

При этом сейчас найти работу "на земле" сложно, тем более, такую интересную. Бывшие бортпроводники могут где-то поработать клерками, кредитными менеджерами, секретарями, но многие рано или поздно возвращаются в авиацию. У нас этой весной вернулись пять или семь человек. Одна девушка работала оператором в компании сотовой связи, но сказала, что стала "превращаться в старуху" и буквально сбежала оттуда. Другая – вернулась из-за коллектива и сказала, что только в нашей компании можно запросто зайти к начальнику службы бортпроводников за советом. 

- Подвержены ли бортпроводники профессиональному выгоранию? Могут они из отзывчивых превратиться в хамов? 

- Могут. Все мы люди и случается всякое. Но это больше вопрос воспитания. Каждая жалоба на бортпроводника тщательно расследуется. Ведь в конфликте две стороны и не факт, что виноват сотрудник авиакомпании. Пассажиры бывают тоже эмоциональные, некоторые из них любят писать, скандалить, и даже говорить неправду. Так что поспешных выводов мы не делаем. Сейчас к нам, бортпроводникам, какое-то потребительское отношение: "Мы купили билеты, значит мы здесь хозяева". Особенно это ощущается на чартерных рейсах. Доходит до нелепостей – ремни застёгивать не будем, спинку кресла при посадке и взлёте поднимать не собираемся, отключать телефоны тоже. Мы заплатили, а значит, можем намусорить, ходить по салону в зоне турбулентности или при рулении самолёта. Иногда даже требуют, чтобы пилот не делал объявлений по громкой связи – лишний раз не беспокоил во время сна. А то, что от этого зависит безопасность и даже жизнь, такие люди почему-то забывают. 

- За какой проступок бортпроводник сразу лишается работы?  

- Однозначно это употребление алкоголя или наркотических средств на работе. Дальше по убывающей – неоднократное нарушение дисциплины ну и проваленные внутренние экзамены. Если на предполётном медосмотре проводник попадается с алкоголем в крови, и это подтверждается анализами, то такой человек увольняется и автоматически попадает в чёрный список Росавиации. Снова работать в небе он больше никогда не будет. Так что новичков мы проверяем по этой базе. 

- Что вы посоветуете тем, кто собирается стать бортпроводником? Раньше это была очень престижная профессия, такое отношение сохранилось? 

- Сейчас к этой профессии относятся проще, глаза у кандидатов, как у нас когда-то, не горят. Молодёжь ищет в первую очередь хорошего заработка, а романтический интерес пропал, его осталось очень мало. Но всё равно это очень интересная профессия. Помню, как мы шли на рейс буквально с нетерпением. Нас не пугали ни холод, ни зной. Любой маршрут, любой город казались интересными. И мы могли что-то купить, особенно во времена тотального дефицита – колбасы, сыра, сладостей. И когда мой муж накрывал стол для друзей, его спрашивали: "твоя жена что, в магазине работает?". 

- Может ли бортпроводник, как в фильмах, при каких-то обстоятельствах сесть за штурвал самолёта? 

- Нет, категорически. Ему за штурвалом делать нечего. Тем более, что какими-то знаниями в этой области он не обладает. 

- А приходилось спасать жизнь пассажирам? 

- На самом деле такие случаи бывают очень часто, но мы не любим ими хвастать. То у пассажира давление подскочило, то переволновался, то роды неожиданные. За время моей работы в воздухе родились четыре новых пассажира. На посадку идёт один человек, а на землю с неба возвращаются уже двое. 

Беседовал Николай Бессонов, авиакомпания "ИрАэро"


Aliexpress WW

08.10.2019

Территория развития