Ирина Касьянова: Филармония – это место общения со вселенной
08 декабря 2024
В 2024-2025 годах Иркутская областная филармония празднует 85-летний юбилей. Накануне праздника директор Ирина Касьянова рассказала о прошлом, настоящем и будущем филармонии, музыкантах и новых формах работы, мечтах и планах.
- Ирина Владимировна, филармонии исполняется 85 лет - возраст солидный. С каким настроением будете отмечать юбилей?
- С хорошим! И это скорее не столько про настроение, сколько про симбиоз - настроений, состояний, ожиданий. Чем ближе юбилей, тем более волнующе и ответственнее мы его ощущаем. 85 лет - серьезная цифра. Ведь именно в такие даты мы подводим итоги, оцениваем свою работу, творчество, строим планы. Только представьте, что через каких-то 15 лет филармонии будет уже целый век! Огромная веха в истории не только музыки, но и всей страны. Это прекрасная история, здесь действительно работали великие люди, и, дай бог, чтобы мы сделали ее еще красивее и приумножили то, что было создано нашими предшественниками.
- Вы возглавляете Иркутскую областную филармонию восемь лет. Но предложение стать директором приняли не сразу. В чем были сомнения?
- Это огромная ответственность. Театров разных в регионе много, а филармония у нас одна. К тому же, это огромная ответственность перед главными людьми филармонии - артистами. Мы все, начиная с директора, и заканчивая дворником, работаем для того, чтобы создавать им условия для творчества. Это процесс очень сложный, на который артист тратит всю жизнь. Я это понимаю, сама музыкант, скрипач с 25-летним стажем, и выросла в творческой семье. Мне творчество значительно ближе, чем хозяйственная деятельность, которой, как я думала, и занимается директор. Однако все оказалось не совсем так - с главным дирижером и большинством артистов мы на одной волне. Придумываем проекты, создаем программы, проводим фестивали. Мы живем творчеством каждый день. Оно бесконечно, как вселенная. Филармония - это единственное место в Иркутске, где можно «преодолеть» закон гравитации, направляясь, благодаря музыке, от обыденного, личного ко вселенскому!
- Давайте вспомним, как менялась филармония за годы, что вы здесь работаете?
- Я пришла работать в филармонию совсем юной - в 23 года. И попала в самый, наверное, сложный период не только для учреждения, но и для страны - это был 1991 год. Разваливалась держава, разваливалась культура, а нового ничего не создавалось. Представляю, как было сложно моим предшественникам, директорам в те суровые годы, как трудно было сохранить коллектив. Мы всегда с благодарностью вспоминаем нашего директора Владимира Георгиевича Зоткина: он договаривался с иркутскими производителями кур, яиц и масла, и нам выдавали их в буфете вместо зарплаты.
Но концертная деятельность велась: мы ставили программы, ездили по области и даже к нам приезжали артисты из оперного театра «Ла Скала». Именно тогда мы умудрились поставить оперу «Аида» в концертном варианте! Существовал камерный оркестр, который в 1975 году был создан нашим известным скрипачом, концертмейстером симфонического оркестра Львом Касабовым. Камерный оркестр гастролировал в Китае, Японии, Германии, Канаде. Было огромное количество маленьких коллективов: ансамбль «Барокко» под управлением Майи Крутиковой, коллектив солистов во главе с Владимиром Карпенко, ансамбль «Ретро», в котором играли заслуженный артист РФ Александр Чудновский и Михаил Клейн. У нас жизнь кипела! Культура не может стоять на месте, потому что без культуры человек погибает. А музыка дана нам как благость, чудо: откуда она приходит неизвестно, но проникает глубоко, в самое сердце. И потребность в музыке в сложные годы усиливается как никогда.
- Какие изменения произошли в филармонии с вашим приходом в качестве директора?
- Нам действительно есть, чем гордиться. В 1939 году филармония начиналась с лектория, а сейчас у нас работают шесть высокопрофессиональных коллективов. Главным коллективом любой филармонии является симфонический оркестр. Наш Губернаторский симфонический оркестр получил свой статус в 2000 году и с этого времени гордо несет и подтверждает его. О каждом музыканте я могу говорить бесконечно, каждый из них может играть не только в оркестре, но и выступать с сольными программами в любых залах. За последние восемь лет оркестр трижды выступал в зале Венской филармонии! Это единственный в стране региональный оркестр, который был удостоен такой чести. Билеты раскупали сразу. А после концерта к нам подходили зрители - профессионалы и любители, и говорили, что программы иркутского оркестра значительно интереснее и лучше, чем концерт, который транслируется из Венской филармонии 1 января. Слышать это было невероятно приятно.
Безусловным достижением стало то, что у нас появился молодой коллектив - Иркутский филармонический русский оркестр. Это действительно наше большое достояние. Потому что, как говорит маэстро Лапиньш, «в каждом уважающем себя русском городе, должен быть русский оркестр». Но самое главное, что все эти ребята - выпускники областного музыкального колледжа имени Шопена, они иркутяне! В этом году оркестр возглавила главный дирижер Надежда Терехина - она родилась и выросла в Братске, получила образование в институте имени Гнесиных и вот теперь применяет свой талант на родине.
Наш самый «юный» коллектив - эстрадно-джазовый оркестр - особая гордость филармонии. Это молодые, амбициозные, талантливые ребята, безумно влюбленные в джаз! Каждое их появление на сцене - праздник жизни. Руководит коллективом главный дирижер Алексей Завьялов. Мне радостно, что в Иркутск вернулись музыканты, выступление которых украсило бы любую мировую площадку. Ребята закончили в свое время вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Мало того, что они являются прекрасными исполнителями на своих инструментах, они все еще сподвижники и педагоги - их студенты после окончания колледжа имени Шопена поступают в лучшие вузы страны и достигают больших высот. Оркестр, который был создан в октябре 2020 года и отметил свое пятилетие.
Ансамбль «Байкал-квартет» представлять иркутянам не надо. Это бренд нашего региона, который очень достойно представляет Иркутскую область далеко за ее пределами. Он объездил весь мир. Ни один выезд официальной делегации, главы региона не обходится без наших музыкантов. В этом году вместе с Губернаторским симфоническим оркестром ансамбль посетил Китай, выступал на ВДНХ. Сейчас изменился состав - пришли молодые, интересные, увлеченные музыканты. И коллектив зажил своей новой музыкальной жизнью, несмотря на то, что ансамблю уже исполнилось 30 лет!
Не так давно, в 2013 году, у нас появился камерный хор. Год назад коллектив возглавила Ирина Владимировна Михед - очень яркий и талантливый дирижер. Появилось и новое название - Театр хоровой музыки. Оно оправдывает себя, потому что в репертуаре хора появились очень интересные мюзиклы, детские и взрослые музыкальные спектакли.
В стенах филармонии работает большой коллектив солистов. Вот уж кто действительно исколесил нашу область вдоль и поперек. Это самые настоящие гастрольные труженики, у которых всегда собран чемоданчик и полная готовность к выезду в любой момент, чтобы нести людям прекрасное, доброе, вечное. Концерты всегда проходят на самом высоком профессиональном уровне. Хочется отдельно отметить художественного руководителя концертного отдела Александра Валерьевича Чудновского. Почти 40 лет он в филармонии и сохраняет ей верность. Работал с выдающимися исполнителями и является настоящим преемником тех традиций, которые мы все чтим. Лично был знаком с выдающимися музыкантами - это Михаил Клейн, Наталья Головина, Лев Касабов и многими другими. Это человек, бесконечно влюбленный в аккордеон и музыку, и служит им много лет верой и правдой!
- Если говорить о современных формах работы, какие нововведения, новые форматы работы сегодня использует филармония?
- Меняется мир, меняется слушатель, меняется исполнитель. Но, самое главное, музыка остается с нами. Илмар Артурович однажды сказал: «Когда музыка перестает быть красивой, она перестает быть музыкой». Я с ним абсолютно согласна. Конечно, есть новые веяния, традиции, тенденции. Но филармонии в этом плане, наверное, легче, чем тем же театрам, где экспериментами можно сильно испортить классику - до неузнаваемости. Мы играли и играем классику, стараемся сохранить ее для публики. Конечно, в чем-то идем навстречу зрителю: например, в части коллабораций (не люблю этого слова), в совместных постановках мы стали больше использовать экран, читать со сцены. У нас есть прекрасная программа «Сказки с оркестром», где мы читаем былины о русских богатырях. И даем зрителю великую русскую и зарубежную классику в сопровождении оркестра. Раньше этого не было, сейчас есть потребность и отклик на наши поиски новых форм. Безусловно, мы привлекаем какие-то неожиданные инструменты, делаем постановки с танцорами, чтецами, певцами. Все это есть. Но самая главная миссия филармонии - сохранение и приобщение к академической музыке. По этому пути мы следуем неуклонно.
- В филармонии большой коллектив музыкантов - 200 человек. И каждый личность, звезда. Сложно ли находить общий язык?
- Все мы личности со своим внутренним миром. И разгадать, постичь этот внутренний мир, наверное, самое интересное. А музыкант – это особенный человек. Ведь люди идут в филармонию за эмоциями. А чтобы эти эмоции дать публике, музыканту нужно обладать ими на несколько порядков выше. И когда он, получая запрос публики, отдает в зал свои эмоции, энергетический заряд, концерт «идет как по маслу». Ты владеешь ситуацией, владеешь зрителем и собой - тогда происходит настоящее волшебство. С людьми, создающими это волшебство, работать непросто, но безумно интересно.
- Вы - одна из этих волшебниц. Став директором филармонии, вы не перестали быть музыкантом, творческим человеком.
- Творчество всегда с нами, бывших музыкантов не бывает. Недавно мы были на прекрасном органном концерте Яны Юденковой, и когда наш скрипач губернаторского оркестра Тамир Ганзорик заиграл «Размышления» Жюля Массне, я поймала себя на мысли, что тоже играю в воображении, мышечная память помнит! И это никогда никуда не уйдет.
- Часто ли вы берете в руки скрипку?
- Беру. У меня три скрипки - в кабинете две и одна дома. Играю в разные моменты своей жизни, как душа попросит. Недавно достала скрипку, чтобы посмотреть ее состояние - инструмент всегда требует заботы. И, конечно, не удержалась, сыграла. Молчать скрипка не может, на ней надо играть.
- Можно ли говорить, что филармония создает свои эксклюзивные проекты, которых больше нет ни у кого?
- Безусловно. Тот же «Фестиваль русской оперы в Тальцах» вырос из моей давней мечты. Еще будучи директором симфонического оркестра, я долго упрашивала маэстро Лапиньша, чтобы реализовать ее. Речь даже не шла о фестивале, у меня была мечта поставить «Бориса Годунова» на площадке Собора Богоявления. Но были трудности с перекрыванием движения. И мне отказали. Тогда я стала направлять мысли маэстро в Тальцы. Но поскольку Илмар Лапиньш в первую очередь оперный дирижер, работал в Большом театре, Казанском оперном и других, то для него вывести оперу на улицу - это из разряда немыслимого. Но, тем не менее, феврале 2018 года мне все-таки удалось уговорить Илмара Артуровича и нашу певицу Марию Тощеву поехать в Тальцы. Был страшный мороз - мы в шубах, в унтах, в шапках. Заходим на площадку Илимского острога, я начинаю разговор: давайте поставим здесь русскую оперу. На вопрос: «Какую оперу вы хотите?» я тут же отвечаю: «Царскую невесту». И маэстро просит Марию исполнить арию. Она запела. Маэстро после длинной паузы вдруг произносит: «Ставим «Царскую невесту!». Вот так 18 августа 2018 года мы поставили первую оперу в Тальцах. Успех был оглушительный! После чего ко мне подошла министр культуры и сказала: «Делаем фестиваль!». И мы - единственная филармония в стране, в которой на сегодняшний день проходит фестиваль именно русской оперы в этнографическом музее. Никто до нас этого не делал.
Предшественником же оперного фестиваля является другой наш фестиваль «Дыхание Байкала», который проводится в филармонии с 2011 года. Та плеяда великолепных певцов, которые пели на сцене Иркутской филармонии, сделала свое дело: они воспитали и публику, и оркестр. Оба фестиваля сегодня – это именно то, что не проводится больше нигде.
Конечно же, «Пасхальный фестиваль» - это инициатива нашего министра культуры Олеси Полуниной. И мы ее горячо поддерживаем. Я уверена, что нам удастся в следующем году удивить иркутян программой фестиваля.
Есть в филармонии и свои, эксклюзивные фестивали, например «Байкальские струны» для исполнителей на народных инструментах. Конечно же, мы сейчас всеми силами пытаемся возродить интерес к исполнительству на народных инструментах. У нас ведь есть виртуозные балалаечники: Сергей Высоких, Саша Чаузов, Александра Бигбова. К сожалению, культурная политика раньше была так поставлена, что мы забыли свои традиции. А теперь спохватились и задумались. Я надеюсь, что нам удастся вернуть былую славу балалайке. «Байкальские струны» как раз и нацелен на то, чтобы публика вспомнила давно забытое звучание русского оркестра. А ведь это звучание, голос русского оркестра уникален. Это не пустые слова: я много слышала народных оркестров за границей - ни один так не звучит как русский.
Недавно в Иркутске стартовал новый масштабный проект – фестиваль современной музыки «Точка света». В Иркутске есть публика, готовая слушать современную музыку ныне живущих молодых авторов. И замечательно, что у нас есть такой сподвижник как композитор Ян Круль, который горит и вдохновляет нас всех. Фестиваль зритель принял очень хорошо, и, надеюсь, он станет ежегодным.
Фестиваль «Вселенная звука» - это наш поклон камерной музыке. Музыканты знают, как не просто подружить орган со скрипкой, трубой, балалайкой. И между музыкантами не может быть соперничества, это абсолютное открытие и откровенность. В рамках фестиваля мы открываем иркутскому зрителю новые имена, знакомим с музыкой, которая расширяет границы сознания. И, конечно, даем нашу великую классику. Оглядываясь назад, мы видим сколько всего сделано. Но сколько всего еще у нас впереди!
- Иркутск считается городом высокой культуры. И мы сегодня много говорили о том, какую огромную лепту в это вносит филармония. И все-таки, если выразиться емко - в чем она?
- Да простят меня все театры, и музыкальный особенно, но мы - одни в своем роде. Филармоническая культура - это наивысший уровень культуры, безусловно, после оперного театра. Но поскольку у нас его нет, то первенство все же отдано филармонии. Прийти слушать музыку Шостаковича, Стравинского не подготовленным - это сложно. Это нужно в себе взращивать. Но наша публика особенная. И это не раз отмечали приезжие знаменитости. Для меня было большой гордостью и честью, когда к нам приехал народный артист России виолончелист Сергей Павлович Ролдугин, и, обойдя филармонию, долго стоял перед нашими афишами. Потом произнес: «Вы знаете, афише Иркутской филармонии может позавидовать даже Московская и Санкт-Петербургская, потому что мы идем на потребу публике, угождая ей, а вы не боитесь играть Шнитке и Денисова». И я еще раз выражаю слова благодарности и поклон нашим слушателям, которые вдохновляют нас на такой репертуар. Мы играем все. Жанры - от эстрадного до оперы, мы и к балету прикасались. В 2019 году мы ставили «Ромео и Джульетта» на сцене драмтеатра. По большому счету, сегодня мы вышли за пределы только филармонической деятельности. И это радует и дает свободу музыкантам выражать себя, пробовать новое.
- Филармония располагается в старинном здании - это прекрасно. Но все же будет в обозримом будущем у музыкантов новый дом?
- Мы очень любим наш зал, он действительно исторический и, что называется, намоленный. Пропитан слезами и потом огромного количества замечательных артистов и это, наверное, лучший акустический зал за Уралом. Вот уже много лет каждое утро я прихожу сюда и здороваюсь, разговариваю с залом: как прошла ночь, как настроение. Я чувствую дыхание зала, его атмосферу. Но зал, как и люди, тоже стареет. У него меняется акустика, он каждый день разный. На его долю выпал потоп горячей водой, да и то, что рядом проходят трамвайные рельсы не добавляет здоровья. В 2020 году мы сделали ремонт, в 2021 повесили эти прекрасные люстры, которыми гордимся. В 2025 году в филармонии пройдет капитальный ремонт, но мы не закроемся надолго. Также будем работать для любимых слушателей. Будет отремонтирован фасад, фундамент, в фойе перекрыта кровля. И это только первый этап большого ремонта, который продолжится 2026-27 годах.
О новом доме идет речь всегда. Мы мечтаем о просторном, прекрасно звучащем концертном зале. И, надеюсь, дождемся. Уже есть несколько проектов, которые обсуждаются в правительстве области. И мы обязательно когда-нибудь скажем: «Концертному залу быть!».
- Ирина Владимировна, вы сегодня поделились с нами самым сокровенным – своими думами, восторгами, мечтами и планами. Осталось только признаться в любви.
- Я очень люблю нашу филармонию! Это моя жизнь, мое богатство, достояние, как и каждого музыканта, каждого сотрудника. Знаете, как говорят: «Одной любви лишь музыка уступает, но и любовь – мелодия». Поэтому нам всем просто безумно повезло: мы в любви купаемся. И мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас, приходя в филармонию, все-таки ей служил и не забывал, что музыка - это величайшее чудо, данное Богом. И люди, поцелованные Богом, конечно же, люди особенные. Мне хотелось бы пожелать коллегам, артистам, чтобы это благостное состояние, эта любовь, в которой пребывает каждый из нас и наш зритель, не заканчивались. Чтобы у всех хватало понимания этого бесконечного счастья, которым мы владеем. Желаю вдохновения, творческих свершений и побед, и долгой счастливой жизни в стенах любимой филармонии артистам и зрителям.
Иркутская областная филармония
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!