Как погибли иркутские летчики Отто Кальвица и Франц Леонгардт

09 марта 2025

Памятник летчикам у входа на Иерусалимское кладбище, наверное, сохранился лучше всех.

летчики

Утром 5 марта 1930 года Отто Кальвицу вызвали в областной отдел ОГПУ. В селе Булун только что ликвидировали мятеж, и для оказания медицинской помощи раненым чекистам нужны врач и медикаменты, а также рация с радистом в село Жиганск, чтобы обеспечить связь при обратном полете из Булуна в Якутск.

В 09:00 утра 7 марта Отто Кальвица (иногда фамилия в открытых источниках писалась как Кальвиц) и Франц Леонгардт вылетели на Булун на самолете «Юнкерс В-33» №176, прихватив на борт радиста Сергея Карчевского и 206 кг груза. Самолет до назначенного пункта не долетел.

Катастрофу увидели рабочие Сангарских копей. В контору прибежал рабочий Мухаммед Темиргалов с криком, что на реку упал аэроплан. В полутора километрах северо-западнее Сангарских копей был обнаружен самолет, разбитый на две части. Согласно акту расследования аварии самолета от 13–14 марта 1930 года, из-за неблагоприятных метеорологических условий летчики предприняли попытку сесть на землю:

«На высоте 70–100 метров сильным ветром (порывом) самолет резко бросило вниз на нос. Бортмеханик, будучи непривязанным, был при резком броске самолета выброшен за борт и упал на лед, выпадая, очевидно, задел штурвал и уклонил его вперед, самолет перешел в резкое, почти вертикальное пике, пилот не смог вырвать (выпрямить) самолет, и последний на скорости врезался в землю. Первый удар пришелся на правое крыло и на мотор, и самолет был с силой перевернут на спину. Силой первого удара хвостовая часть от пассажирской кабины оторвана и отброшена назад».

Франц Леонгардт погиб от удара об лед, а Отто Кальвица и Сергей Карчевский – при крушении самолета.

Отто Артурович Кальвица родился 1 декабря 1889 года в Финляндии. Участник революционного движения, член социал-демократической партию Финляндии, затем РКП(б). За активное участие в восстании моряков был арестован и приговорен к десяти годам тюрьмы. Бежал в советскую Россию, окончил Самарскую авиационную школу. В 1921 году стал начальником гидроотряда. С 1926 года - летчик «Добролета».

В мае 1928 года он сменил начальника Бурят-Монгольской воздушной линии, стал одним из лучших полярных летчиков. Переведен на гидроавиалинии Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Якутск, которые из-за метеоусловий и большой протяженности считались труднейшими в стране. Его называли «северным волком», бесстрашным полярным асом с непререкаемым авторитетом и огромным уважением в гидроаэростанции и управлении Сибирских воздушных линий.

Франц Францевич Леонгардт, венгр, бортмеханик. Во время Венгерской революции 1919 года был приговорен к тюремному заключению, но в 1923 году советские власти обменяли его на трех белогвардейцев. Начинал работу в «Добролете» в 1925 году бортмехаником аэрофотосъемочной партии. «Власть труда» писала, что Леонгардт был одним из самых опытных механиков. Дневал и ночевал в мастерской, выискивая и вытачивая каждый болт, заклепку при ремонтах самолетов.

Сергей Сергеевич Карчевский родился в 1903 году в Ельце Орловской губернии. В годы гражданской войны добровольно вступил в Красную Армию, боролся против банд Деникина. Служил радиотелеграфистом в Якутске.

Как иркутские летчики спасли остров Врангеля

С момента постройки иркутского гидропорта (1928) и до самой гибели Кальвица и Леонгардт были постоянными героями иркутских газетных полос. При подготовке самолета к вылету на гидроаэростанциях экипажам приходилось подолгу подогревать мотор, пропустив через мотор до 15 ведер горячей воды. Кальвиц придумал подогрев паяльной лампой, что значительно сокращало время подготовки к вылету. 

Летом 1929 года советское правительство организовало полет вдоль побережья Чукотки и Якутии, чтобы выяснить возможность вывоза пушнины самолетами и разведать ледовую обстановку в проливе Лонга для проводки судна со сменной вахтой на остров Врангеля. Пилотом был назначен Отто Кальвица, бортмехаником – Франц Леонгардт.

- Самолет специально для экспедиции снабжен большими баками для бензина и поставлен на морские поплавки. Во время испытания самолет сделал рейс на Байкал и несколько круговых полетов. По отзывам работников Добролета, результаты испытаний очень хорошие, – писала «Власть труда».

О гибели летчиков первой сообщила 9 марта газета «Автономная Якутия». В Иркутске напечатали сообщение только 16 марта, ожидая достоверные данные.

Правительство Якутской республики запросило разрешение центрального правления «Добролета» похоронить летчиков в Якутске, но семьи погибших и коллектив иркутской гидроаэростанции, руководство управления Сибирских воздушных линий настояли на захоронении в Иркутске. Специальным самолетом тела были доставлены в город и при большом скоплении иркутян авиаторов похоронили у братской могилы борцов революции рядом с центральным входом Иерусалимского кладбища.

Над могилой установили памятник – четырехгранную усеченную пирамиду, переходящую в пилон, на котором был прикреплен винт с разбившегося «Юнкерса». Надпись на памятнике гласит: «Здесь погребены летчик Отто Артурович Кальвица и бортмеханик Франц Францевич Леонгардт, погибшие 7 марта 1930 г. при исполнении служебного долга во время полета в Якутии, в районе Сангарских копей».

По материалам Государственного архива Иркутской области и архивов газеты «Восточно-Сибирская правда»

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также