16 мая 2022
13:56

Среда Петрова № 8 (130)

10 июня 2020

10 июня отмечает свой день рождения некогда популярная советская певица Аида Ведищева. Кто-то знает, что она была первой певицей, которая спела под фонограмму. Для других она воспринимается как исполнительница песенки медведя в известном фильме нашего земляка Леонида Гайдая о приключениях Шурика. И, наверное, не очень большое количество почитателей музыки знает, что ее детство и молодость прошли в Иркутске.

Аида Вайс родилась в 1941 году в семье профессора медицины Соломона Иосифовича Вайса и Елены Митрофановны Емельяновой. Когда девочке исполнилось десять лет, семья переехала из Казани в Иркутск. Отца направили сюда возглавить кафедру одонтологии Иркутского медицинского института. Тогда стоматологический институт вошел в состав медицинского, и сюда направляли серьезные кадры для укрепления его научной базы.

Соломон Иосифович, доктор медицинских наук, профессор, до конца своих дней, а умер он в 1968 году, возглавлял не только кафедру, но и областное стоматологическое общество, входил в правление всесоюзного стоматологического общества. Он одним из первых, кто стал использовать в городе электрофорез анестезирующих веществ, написал несколько научных монографий, одна из которых «Болезни пульпы зуба», изданная в 1959 году, была долгие годы актуальной в профессиональной среде. А по учебнику «Терапевтическая стоматология»», говорят, учились наши студенты еще и в начале двухтысячных.

За свою профессиональную деятельность был награжден орденом «Знак почета». Был похоронен на Маратовском кладбище. Супруга, мама будущей певицы, Елена Митрофановна работала зубным врачом в областной стоматологической клиники. Жили они в известном «доме специалистов» на улице Марата.

После окончания школы Ида (тогда еще просто Ида Вайс) окончила иркутского музыкальное училище, а затем институт иностранных языков, где изучала немецкий и английский. Будучи студенткой училища, она играла в студенческом театре музыкальной комедии, прекрасно пела в хоре у Василия Патрушева, пробовала себя в джазе. «Ах, Иркутск, тут у меня начиналось абсолютно всё: и юность, и молодость, и образование, и первая любовь», - рассказывала она в интервью «Восточке» в нулевые. Те, кто тогда баловался гитарами и другими инструментами, рассказывали, что Ида отлично экспериментировала с голосом и музыкой, поэтому ее желание уехать в столицу было понятным. Только отец не хотел отпускать ее в Москву, поскольку не очень понимал ее профессии. Ему всегда хотелось, чтобы дочь была врачом.

В Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина она не поступила, но стала выступать как эстрадная певица Харьковской филармонии. Работала с оркестром Лундстрема, познакомилась с Леонидом Утесовым, который пригласил ее в свой оркестр. К тому времени она сменила фамилию, вышла замуж за эстрадного иллюзиониста Ведищева. Первыми шагами молодой певицы на радио стали передачи «Юность» и «Доброе утро». С 1966 года она давала сольные концерты с ансамблем «Мелотон» и даже немного пела в популярном ВИА «Голубые гитары». Вскоре Аида лауреат первого всесоюзного конкурса советской песни, где первую премию поделили белорус Виктор Вуячич и Венера Майсурадзе с «бархатным» грузинским голосом, а вторую премию еще молодой Иосиф Кобзон.

Но очень скоро Аида Ведищева проснулась знаменитой. Это произошло после того, как она спела «Песенку о медведях» в гайдаевской «Кавказской пленнице». Фирма «Мелодия» выпустила пластинку с записью песни, которая разошлась мгновенно.

«Я посмотрела ноты. Песенка оказалась незамысловатой, и петь-то особенно нечего! Запись заняла полчаса, потом я уехала домой и думать о ней забыла. Через неделю звонок: вы прошли конкурс на голос героини».

Через два года, в 1968 году, Аида едет в Сопот и получает диплом с песней «Гуси, гуси». Тогда из-за появления в Праге советских танков, от участия в конкурсе отказался Карел Готт, и все боялись, что против Ведищевой будет какая-то провокация. Но Аида вышла на сцену и спела, причем даже больше, чем полагалось по конкурсной программе.

А потом «Помоги мне!» (роль Светланы Светличной, помните?) в фильме «Бриллиантовая рука». Сама певица рассказывала: «Почти в полночь - звонок от композитора Александра Зацепина: «Аида, срочно приезжай на студию, все уже свои песни записали, осталась ты одна!» Я приезжаю и вижу такую картину: на полу лежит большой красный ковер, на нем с бутылкой водки расположились трое и выпивают в ожидании меня: Юрий Никулин, Андрей Миронов и режиссер Леонид Гайдай. Увидели меня: «О, Аида, давай, присоединяйся к нам!» Я говорю: «Вы меня зачем сюда среди ночи вызвали - пить или петь? Вот так 30 с лишним лет назад родилось легендарное танго».

Скоро в репертуаре Аиды появились песенка «Синяя вода» в мультфильме «Катерок», очень популярная песня «Товарищ» («Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам…») композитора Олега Иванова на стихи Александра Прокофьева и супершлягер 1972 года «Лесной олень» из фильма «Ох уж эта Настя!».

Но карьера не складывалась из-за постоянных препятствий министра культуры Екатерины Фурцевой, которая сразу не взлюбила выскочку Ведищеву и записала в список неблагожелательных персон. Ее почти не пускали на телевидение, часто не упоминали в титрах фильмов. По мнению многих участников событий, причиной была и национальность певицы, а об антисемитизме руководителя Гостелерадио Сергея Лапина не говорил только ленивый. В середине семидесятых имя певицы вообще исчезло из титров кино и мультфильмов с её участием.

Аида пыталась реализовать себя на эстраде. Услышав Стрейзанд, Росс, Саммер, она решила создать советский мюзикл. С ансамблем «Мелотон» она поставила эстрадный театрализованный спектакль «Поющие новеллы», где музыканты не только аккомпанировали, но и выступали как актеры. Но и эта деятельность вызвала недовольство советских чиновников. У Ведищевой забрали музыкантов: «Я по молодости и наивности порадовалась тому, что так высоко оценили мои труды. С энтузиазмом начала репетиции с новыми музыкантами. Как только коллектив набрал силу, его у меня... опять забрали. Тогда я сказала себе: «Все, хватит! Больше у меня никто ничего не отберет, никто меня не бросит и не предаст!». В марте 1980 года Аида вместе с матерью и сыном уехала в США. Там ей пришлось начинать все с нуля. Она поступила в театральный колледж, четыре года изучала американский кинематограф, сцену и танец. Подрабатывала медсестрой, пела для русской аудитории. Два года спустя Ведищева сделала свою сольную программу «The best of Broadway and Hollywood», купила дом на колесах и объехала на нем с семьей почти всю Америку с концертами. Она нашла своего зрителя, создала собственный театр, придумала телешоу на телевидении в Калифорнии. В девяностые годы она неоднократно приезжала и в Россию, была в Иркутске. В 2004 году певица получила премию «Кино-Ватсон» за выдающийся вклад в создание музыки кино и за исполнение песен в кинофильмах.

Аида рассказывает, что никогда не считала себя просто певицей: «Я скорее драматическая актриса. Для меня была важна не игра, а жизнь на сцене. Всю жизнь пою и танцую, хотя сценическому движению нигде не училась: просто отпускаю свое тело на волю, и оно само делает то, что хочет. В Советском Союзе я первая сделала шоу наподобие бродвейского. Всю жизнь мечтала создать театр на сцене. Для меня музыка, слово, жест, танец - одно целое!».

В этом тексте не хватает иркутской истории. Но мы обязательно ее добавим, потому что имя прекрасной певицы, пусть и советского прошлого, должно звучать в иркутских ресторанах, на улицах города, а может быть и в каких-то открытках, значках или театральных экспозициях. Такая сегодня среда Петрова. Среда, которая хочет музыки, творчества и вдохновения.

                              Алексей Петров, историк

Читайте также