Издательство «МИФ»

Закрыть аэропорт - оставить людей без жизни

В районном поселке Мама закрывают аэропорт. Об этом 10 июня заявила "Росавиация". Другой связи с районом нет. Это означает, что мы бросаем пять тысяч жителей района.

Аэропорт Мама начал работу в 1948 году. Тогда он получил официальное свидетельство на эксплуатацию аэродрома, радиосредств и сооружений и стал самостоятельным подразделением Восточно-Сибирского управления Гражданской авиации. В 1960 году газеты писали об инженерно-авиационной службе аэропорта Мамы как одной из самых прогрессивных в северных территориях, а стремление учиться было у всех, включая тогдашнего директора аэропорта А. В. Соловьева, который сел за школьную парту спустя десяток лет, чтобы получить среднее образование, старшего инженера И. А. Олейника, начальника радиоцентра Н. М. Паутова. 

Большая работа по благоустройству аэропорта прошла в середине шестидесятых. Тогда аэропорт стал подразделением Бодайбинского авиаотряда. Многие селяне добрым словом вспоминают директора аэропорта тех лет Григория Шалимовича Зейфера, который пришел на пост в 1963 году. Тогда в здание провели теплотрассу, и в здании аэропорта появилось тепло. Он ко всем вопросам относился с большим вниманием, особенно по доставке ГСМ. Тогда это был самый отдаленный, но благоустроенный аэропорт в Иркутской области. Через него в год отправлялись сотни тонн груза и 20 тысяч пассажиров. Однако  аэропорт почти никогда не выполнял план, поскольку из-за непогоды некоторым пассажирам приходилось сидеть в аэропорту Иркутска по 3-4 суток и сдавать билеты. Сотрудники аэропорта Мамы рассказывали, что для выполнения плана необходимо было каждый день не менее шести самолетов типа Ил-14 (трех пассажирских и трех грузовых), но чаще всего прилетало два самолета по расписанию и один внеочередной, то есть половина от плана. Только за 1965 год убытки составили 190 тыс. рублей, это был самый убыточный аэропорт в области, но о закрытии речь даже не поднималась. В те годы на предприятии активно работали общественные объединения, как, например, женсовет. Территория аэропорта с 1961 года, когда туда пришла Галина Нечаева, была одной из самых зеленых среди всех аэропортов и вся в клумбах. 

Все понимали, что северные рейсы просто необходимы как связь с Землей. Г. Зейфер, например, получал благодарности, в том числе, и за организацию художественной самодеятельности среди сотрудников аэропорта. 

На стыке шестидесятых - семидесятых из Иркутска в Маму самолет Ил-14 летал четыре рейса в неделю - понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Столько же полетов было в Братск, а пять раз - в Усть-Кут. Поселок Мама стал стратегически важным поселком. С 1978 году аэропорту Мамы разрешили продажу билетов в Иркутск без предварительного бронирования. В начале восьмидесятых здесь проживало более 20 тысяч человек. 

В начале 90-х тарифы на местные рейсы росли в космической прогрессии, и аэропорты спасали только региональные дотации. С 1989 года аэропорт стал подразделением Иркутского объединенного авиаотряда. Так, например, в 1993 году билет из Иркутска на Маму стоял в четыре раза меньше, чем до Москвы. Сравните сейчас. 

Конечно, депутаты сказали, что Мама не должна остаться без аэропорта. В 2017 году предприятие обслужило 256 воздушных судов, 2018 году - 140, а за три месяца этого года - лишь 25. Часть сотрудников аэропорта сократили, остальных перевели на неполный рабочий день. У намерения о закрытии есть определенная дата - 1 ноября 2019 года. Это означает, что "Глагол" обязательно вернется к теме аэропорта Мама.

                                           Алексей Петров, Глагол. Иркутское обозрение

Фото с официального сайта аэропорта Мама


Aliexpress WW

11.06.2019