Вдохновлённая природой Валентина Дережанова

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомимся с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Творчество Валентины Дережановой известно как в Иркутской области, так и за её пределами, где она успешно представляет родной край на фестивалях, конкурсах и выставочных проектах. И если круг постоянных зрителей (а, возможно, уже и почитателей) привык видеть от художницы определённый тип произведений, то для самой Валентины творчество является процессом, в котором всегда есть место эксперименту.

Очередной выставочный проект «Музыка осеннего дождя» состоялся в начале октября в галерее Иркутской областной филармонии и был приурочен к открытию музыкального сезона. Два составляющих и вдохновляющих компонента, объединённых в гармоничные коллажи – это музыка и флора. Музыка – это непременное условие. Ведь с живописью у них так много общего: композиция, гармония, ритмы, паузы и прочее.

Первое, что сразу обращает на себя внимание – фрагменты сухоцветов и других природных материалов, которые привлекаются для создания картин. Природа выступает как полноправный соавтор: где-то подсказывая формы листьев и трав, а где-то и формируя фактуру поверхностей. Декоративные природные мотивы лаконичны, но изысканны: они завлекают зрителя в бесконечную  игру с ритмами, линиями, поисками форм и разгадыванием создаваемых на полотне и в воображении иллюзий. Обращение к миру растений не случайно. Художница не просто «выбирает на глаз» приятные формы и элементы, а в первую очередь задаётся вопросом о том, какова флора Сибири? Какое название и назначение (целебное, а, быть может, ядовитое) имеют окружающие нас травы? Здесь в пору вспомнить о травницах, ведуньях и прочих ипостасях женщин прошлого, когда их единение с природой переходило на иные уровни. Обращение к элементам природы в творчестве – это своего рода интуитивный процесс единения внешнего и внутреннего начал.

Ещё один любопытный элемент выставки – формат произведений. Вместо привычных прямоугольников и квадратов нас встречают круги, полукружия, их комбинации. Произведение искусства превращается в несколько усложнённый, составной механизм, оно иначе встраивается в выставочное пространство и воздействует на зрителя.

Стоит заметить, что с 2012 года в творчестве Валентины Дережановой уже можно было наблюдать усложнение образов и эксперименты с техникой: художница соединяла в единое масло, пастель, уголь, используя подручные материалы для усиления декоративного начала. Тем не менее, всё это использовалось не для создания внешнего эффекта «красивости», а для более глубокого и ёмкого выражения художественной задумки образа. Наибольшей удачей для всякого творца считается максимальное соединение образа с материалом. Насколько гармоничен выставочный проект «Музыка осеннего дождя» – это каждый из зрителей решит сам для себя, но эксперимент имеет место быть. А дальше?.. В фильмах в такие моменты пишут «продолжение следует…».

                                                             Мария Моженкова, искусствовед

Смотрите также авторскую экскурсию Валентины Дережановой "Всплеск", которая проходила в Иркутске весной 2021 года. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

11.11.2021


Новости партнеров