Книга, которая может стать самой обсуждаемой в Иркутске в 2021 году

12 февраля 2021

Книга только что поступила в продажу, но уже вызвала «жестокие» споры.

Распутин Астафьев

В конце ноября 2020 года в Санкт-Петербурге вышла книга Максима Шраера «Антисемитизм и упадок русской деревенской прозы: Астафьев, Белов, Распутин». 

Сам автор рассказывает об этом так: "Как провести черту между художественными достижениями и моральным безобразием писателя? Как оценивать писателя, который о своем родном народе говорит с художественной честностью, но при этом с враждебностью и злобой пишет о тех этнических и религиозных группах, которые воспринимает как чужаков, несущих разрушение культуре и традициям его родной земли? Должны ли мы, изучая динамику литературной карьеры, идентифицировать вспышки нетерпимости - эти кровоточащие узлы поэтики и политики - на траектории творческого пути писателя?

Подобные «проклятые» вопросы занимают исследователей антисемитизма уже давно. Публикация книги британского юриста, культуролога и историка Энтони Джулиуса «Т. С. Элиот, антисемитизм и литературная форма» (1995) вызвала к жизни полемику не только в западных академических изданиях, но и в европейском и североамериканском мейнстриме. 

Обвинения в религиозных или этнорасовых предрассудках, выдвигаемые в адрес того или иного писателя, зачастую приводят критиков к поляризации оценок, а порой вообще заводят их в интеллектуальный тупик. В этой книге мне хотелось бы осветить карьеры трех известнейших и крупнейших представителей русской деревенской прозы, Виктора Астафьева, Василия Белова и Валентина Распутина. В жизни и творчестве этих «трех В» русской деревенской прозы воплощены разные траектории послевоенной советской литературы, разные пути писателей-«деревенщиков», - ветерана Великой Отечественной войны, крестьянского коммуниста-карьериста и провинциального интеллигента".

К числу ведущих представителей русской деревенской прозы Шраер относит нашего земляка Валентина Распутина, а также Виктора Астафьева, Федора Абрамова, Василия Белова, Владимира Солоухина и Василия Шукшина. Согласно Максиму Д. Шраеру, "Диссонирующие голоса т.н. «деревенщиков» были особенно слышны на советской литературной сцене в поздние 1960-е, 1970-е и ранние 1980-е годы. По мнению автора, в середине 1970-х из-за усиления деятельности русского ультрапатриотического крыла внутри советского культурного истеблишмента, а также под впечатлением от нарастающей волны эмиграции евреев из Советского Союза, "писатели - «деревенщики» оприходовали анти-еврейский нарратив российской истории XX столетия. 

В соответствии с этим тенденциозным нарративом на евреев возлагалась вина за русскую революцию, за превращение России в безрелигиозную страну, за разрушение русской деревни, за манипулирование культурой и средствами массовой информации, и наконец, за то, что они якобы оставили Россию на грани катастрофы". 

Московский историк Евгений Кунц в соцсетях пишет: "Недавно прочитал в блоге у Эдуарда Надточего про реакционность позднесоветского экологизма - идеологии, мобилизовывавшей многих противников советской власти на ее излете. И согласился, в целом. Фишка в том, что даже многие, почти все враги советской власти не имели внятного проекта социальной альтернативы, направленной в будущее. Прискорбный ментальный упадок стал одной из причин того, что дрейфовать в прошлое в России оказалось проще, чем искать достойное будущее. Так что деревенщики наши, можно сказать, победили".

"Глагол" готов предоставить площадку иркутским авторам, литературным критикам и преподавателям литературы, который выскажет свое мнение об этой книге. 

Отрывок из главы об В. Астафьеве можно прочитать здесь

По материалам СМИ и Facebook

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также