Владимир Демчиков: Мамонов в Иркутске
12 февраля 2021
Об иркутских гастролях Петра Мамонова 2006 года.
В апреле исполнится 70 лет Петру Мамонову.
Петр Николаевич гастролировал у меня в Иркутске в 2006 году, и это был самый кровавый и абсурдный, но одновременно и один из лучших наших гастрольных проектов. Как раз перед концертом вышел фильм «Остров», и Мамонов неожиданно вошел в моду как православный киномиссионер. И билеты на концерт в музыкальный театр разлетелись мгновенно.
Но я рано радовался. В ночь накануне концерта позвонила жена Мамонова Ольга Ивановна: «Самолет задержали на 9 часов, и Петя вернулся из аэропорта обратно в деревню, он ждать не может, в общем, мы не вылетаем». Концерт надо было отменять или переносить – и я с утра побежал переносить, предварительно выяснив у Ольги Ивановны возможные даты.
Директор музтеатра Шагин, отдавший мне под Мамонова понедельник (в понедельник в музтеатре выходной, и мы обычно делали концерты по понедельникам) согласился снять спектакль в нужную дату и освободить зал, если я оплачу вторую аренду. Деваться было некуда.
Но я снова рано радовался. Вечером накануне новой, второй даты мне позвонил уже сам Петр Николаевич. Он сказал, что заболел и вылететь не может. И что готов, как только поправится, прилететь и <опущу тут, какие условия он предложил, тем более что он о них потом забыл>…
В общем, я снова побежал в театр с новой просьбой о переносе, выяснив, опять же, у Ольги Ивановны новые возможные даты. Владимир Константинович Шагин, конечно, обалдел, но согласился снять еще один спектакль. Если я оплачу еще одну аренду – это ж два подряд снятых спектакля, кассе убыток, все правильно.
Экономика концерта, таким образом, уже была отрицательная – и это несмотря на аншлаг. К тому же в связи с двумя переносами начались возвраты билетов, но они были единичные. Зато какие: один жулик (кстати, сын довольно известного в Иркутске человека) был мной лично застукан при попытке вернуть в кассу поддельные билеты. Я как раз зашел в театр, когда он пытался их впарить кассиру, но увидел меня и убежал. Билеты поддельные храню – как образец полиграфического искусства.
Накануне их очередного, уже третьего вылета из Москвы (снова примерно через неделю) я, разумеется, не спал вообще – мало ли чего. Но на этот раз Мамонов прилетел. И был этот самый концерт.
После первых десяти минут концерта из зала вышло человек пять (видимо, это были зрители «Острова», пришедшие за духовностью).
Это была программа, где он один на сцене, без гитары, с микрофоном в руке (как на этом фото, сделанном в тот же год, правда, в Москве). Музыка – инструментальная фонограмма. Свет, да – был отличный свет, звукач и световик приехали с ним. Мамоныч делал то, в чем ему совершенно не было не то, что равных, но и похожих: он работал голосом, телом («прыгал», как называла это его жена: «Петя приедет к вам, попрыгает там»), мимикой – и это было очень сильно. Мамонов вообще единственный артист, у которого в дело идет все, чем он располагает от бога.
Можно было называть его номера «песнями», можно – балетом, можно – пантомимой, современным танцем, мелодекламацией, новой драмой, ожившей сенокосилкой, конвульсией заржавевшей народной души, сном алюминиевой проволоки, выброшенной на свалку, балетом Чайковского в хореографии паука, и все это будет и верно, и мимо.
Голос, пластика, мимика, тени, музыка – то, что из всего этого получалось на сцене, так и продолжает жить в памяти: светящийся полумраком сценический куб с одиноким человеком где-то посередине, в воздухе над сценой. Который своими движениями и своими голосами обращается не к тебе, сидящему в кресле театра, а к тебя, который так же, как он, все время пытается выпрыгнуть отсюда, из этой мертвой «жизни» куда-то в неизвестную, но живую темноту и молча кричит в эту темноту что-то неразборчивое, но совершенно понятное.
Мне не очень интересны его интервью: в них он довольно обыкновенный дядька, такой «верующий с закидонами». Чего на самом деле жаль – это что уходит время, и теперь его выступления, конечно, вряд ли похожи на эти гениальные танцы 2006 года.
Может, кстати, на концерте в музтеатре все было совсем не так – но это неважно. 15 лет прошло, целое поколение успело вырасти – какая теперь разница? Пусть будет здоров, а мы будем благодарны.
Автор: Владимир Демчиков, колумнист
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!