"Последний срок" Распутина: десять лет на сцене драматического

12 марта 2018

Режиссер заслуженный деятель искусств России Александр Ищенко и постановщик Геннадий Шапошников перенесли повесть Валентина Распутина на сцену, сохранив и подчеркнув затронутые автором темы, колорит отдаленной сибирской деревни.

Несмотря на то, что премьера спектакля "Последний срок" по драме Валентина Распутина состоялась десять лет назад, 3 апреля 2008 года, зритель продолжает смотреть его с удовольствием. Завтра, 13 марта, в зале вновь не будет пустых мест. Мартовские дни - распутинские. Об этом сегодня в "Глаголе" текст Людмилы Чипизубовой. 

Умеет ли сегодня кто-то жить так, как старуха Анна? Ответить на этот вопрос зрители смогут на спектакле «Последний срок». За почти десять лет существования постановки артисты сыграли ее на множестве площадок - от Мамбова и Сочи в России до городов Германии и Израиля, завоевали награды на конкурсах и фестивалях. Среди них – VII Международный театральный форум «Золотой Витязь-2009», IX Международный фестиваль театра и кино «В кругу семьи», VI Федеральный фестиваль «Театральный Олимп» и другие.

Режиссер заслуженный деятель искусств России Александр Ищенко и постановщик Геннадий Шапошников перенесли повесть Валентина Распутина на сцену, сохранив и подчеркнув затронутые автором темы, колорит отдаленной сибирской деревни. Сценограф заслуженный деятель искусств Украины, заслуженный художник Республики Крым, лауреат Государственных премий Республики Крым Юрий Суракевич создал типичный деревенский двор: избу, поделенную на две части, большие ворота, ведущие во двор. Справа от них сложена поленница, рядом банька. Центром происходящего становится металлическая кровать старухи Анны. И среди всех этих декораций будут говорить о смерти, пугающей своей неизвестностью.

Давно не встает с постели старуха Анна (народная артистка России Наталия Королёва). Её младший сын Михаил (заслуженный артист России Степан Догадин), в доме которого разворачиваются события, срочно вызывает остальных детей – на похороны пока живой матери.

Приезжают старшие дети. Варвара (заслуженная артистка России Татьяна Двинская, артистка Марина Елина), сохранившая деревенские привычки и говор, заранее оплакивает мать. Её противоположность – городская жительница Люся (артистка Ольга Шмидгаль, артистка Марина Елина), осуждающая голосящую Варвару, хладнокровно дошивает привезенное с собой траурное платье. Сыновья Михаил и Илья (заслуженный артист России Владимир Орехов) по-своему готовятся к кончине матери – заранее покупают ящик водки для поминок. Надя (артистка Анастасия Пушилина) занята по хозяйству и следит за мужем и дочерью Нинкой (Арина Москвитина).

Неожиданно старухе Анне становится лучше. Радость практически сразу рассеивается: что же дальше? Мужчины вместе с соседом Степаном Харчевниковым (заслуженный артист России Игорь Чирва) уходят в запой. Дочери осуждают условия, в которых живет мать. Но при этом у каждого любящего отпрыска находятся причины не забирать её из дома Михаила к себе.

А старуха хочет ещё раз поговорить с подругой Миронихой (артистка Татьяна Кулакова, артистка Нина Полякова). Их разговор – сцена, ярко раскрывающая уходящее поколение, их мировоззрение и ценности. Еще она ждет Таньчору (артистка Татьяна Самойлова, артистка Анна Берлова) – младшую дочь. Таньчора не была дома дольше всех, но единственная писала письма матери. Она является Анне в воспоминаниях, как видение в белом платье. Пусть дома ее сейчас нет, но в мыслях она с ней рядом постоянно. Такой режиссерский прием помогает понять зрителю, что мать всегда помнит о своих детях, и что за каждого из них у нее болит сердце. И особенно за тех, кто далеко от нее.

Дни идут, Анна даже встает с постели. Дети решают из отчего дома возвращаться в собственные. Старуха просит смерть скорее прийти – всё равно это неизбежно. Да она и не боится. Хотела только, чтобы все дети были рядом. Но Таньчора так и не приехала. Пропала в далёком городе? На этот вопрос никто не может ответить. А остальные уже уехали…

В спектакле «Последний срок» показано ушедшее поколение – бабушки, прабабушки. Они не стремились покорить столицу, заработать миллионы и купить себе молодость у пластических хирургов. А еще они не боялись умирать. Тема эта сегодня почти под запретом: нельзя пугать людей, считают многие. Каждый, наверное, надеется, что успеет купить в аптеке таблетку для вечной жизни. Старуха Анна от такой бы отказалась, потому что «не по традиции». По традиции – уйти спокойно, быть оплаканной близкими и остаться навсегда в их памяти.

Фото Анатолия Бызова

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также