Иркутский след в сохранении "Купания красного коня"

12 августа 2018

В музее изобразительных искусств Екатеринбурга с 10 августа можно увидеть оригинал знаменитой картины Кузьмы Петрова-Водкина "Купание красного коня". Эта картина входит в экспозицию, которая представляет собой реконструкцию собрания знаменитой ленинградской коллекции Казимиры Константиновны Басевич (1898–1973). Выставка открылась благодаря профессору Уральской архитектурной академии Рэне Михайловне Лотаревой. Её двоюродная бабушка Казимира Басевич передала свою коллекцию картин Петрова-Водкина, Коровина, Рериха и многих других в Третьяковскую галерею. А на 80-м году жизни Рэна Михайловна решила отдать в музей остатки коллекции картин.

Но дары Третьяковской галерее фактически только часть истории. Кроме Третьяковской галереи, Казимира Константиновна подарила и завещала работы из коллекции еще двум музеям - Екатеринбургскому музею изобразительных искусств и Иркутскому областному художественному музею им. Владимира Сукачева. Поэтому выставка "Владелица Красного коня….", открывшаяся в Екатеринбурге, - интересный межмузейный проект, объединивший усилия музейщиков Москвы, Екатеринбурга, Иркутска. В экспозиции - раритеты из трех музейных собраний: около 70 живописных и графических работ, четыре скульптуры, произведения декоративно прикладного искусства и мебели.

О самой Казимире Константиновне Басевич мало что известно. Она закончила Иркутский университет,  уехала в Ленинград, где вышла замуж, и где ее интерес к искусству получил развитие. На сайте, посвященном собранию Иркутского художественного музея, можно обнаружить колоритный рассказ о том, как Алексей Дементьевич Фатьянов, во времена "директорства" которого музей превратился в "сибирскую Третьяковку", встречался с Басевич. В то время она уже была в преклонных летах. Но история о том, как она устроила директору Иркутского художественного музея настоящий экзамен, дает представление и о характере, и о умении оценивать людей, и о любви к искусству.

Списавшись с ней и приехав в Ленинград из Иркутска, Фатьянов договорился о встрече с Басевич. Вот его рассказ о том, как он смог получить три работы из ее коллекции.

"Дверь открыла благообразная старушка и сказала просто: "Проходите, товарищ Фатьянов". И тут же поставила чайник.

А за столом хозяйка устроила мне настоящий экзамен. Она поставила лукавое условие: если я отгадаю названия работ, просматриваемых на стенах соседней комнаты, то она их подарит музею. При этом добавила, что подарит не все, что там есть, а только две вещи.

В той комнате, где мы разместились, висело до десяти картин, и многие я узнал по манере письма - работы Александра Бенуа, Евгения Лансере, Александра Яковлева. Но владелица сказала, что эти вещи она не собирается нам дарить. Я привстал и хотел подойти поближе, но был остановлен: "Вы должны отсюда, не сходя с места, сказать, чья это работа".

Что было делать? Я стал внимательно рассматривать картины на расстоянии. Очень мне поправилась лошадка на берегу моря, написанная в свежих перламутрово-серых тонах. Я сказал, что это, вероятно, работа А. Рылова. Она подтвердила мою догадку. Второй пейзаж, выполненный темперой, я тоже узнал. Эта вещь принадлежит кисти Зинаиды Серебряковой, произведение характерно для нее - огромное вспаханное поле, пластами уходящее вдаль, выполненное в рыжеватых тонах. Ранее я неоднократно видел такие пейзажи родного ей села "Нескучное". В отношении третьего полотна, небольшой жанровой картины, изображающей фигурки за стиркой белья, я не совсем уверенно предположил, что это работа Сергея Колесникова. Действительно, это оказалось полотно С. Ф. Колесникова "Стирка белья" (1915).

В комнате, где мы сидели и пили чай, Казимира Константиновпа указала мне еще на один этюд, сказав: "Угадайте, кто?" Я долго размышлял и затем попросил разрешения подойти поближе. Она разрешила. Но и тогда определить авторство этого этюда я не смог. Басевич сказала, что эта работа вывезена из Сибири и принадлежит кисти иркутского живописца Николая Андреевича Андреева…

Итак, условия были выполнены, и я стал упаковывать работы Серебряковой, Колесникова и этюд Андреева "Река Ушаковка вблизи Иркутска". Он стал дополнением к той небольшой коллекции этого художника, которая хранилась в музее".

Иркутский "след" в истории собрания Казимиры Константиновны Басевич позволяет предположить, что она происходила из семьи поляков, сосланных в Сибирь за участие в восстании 1830-1831. Песня "Варшавянка", кстати, была написана во Франции во время этого восстания, откликом на него стали не только стихи Пушкина и Тютчева, но и речь Веры Засулич пятьдесят лет спустя после его подавления, а о судьбе ссыльных поляков ведет речь Лев Толстой в рассказе "За что?". Этот рассказ, кстати, лег в основу одноименного фильма Ежи Кавалеровича. Роль польской интеллигенции в освоении Сибири и до сих пор недооценена.

По материалам "Российской газеты" и уральских порталов

Казимира Константиновна Басевич (1898-1973), урожденная Романовская, начала собирать произведения искусства с 1945 года. Основу коллекции составили работы русских мастеров рубежа XIX-XX веков: Александра Бенуа, Льва Бакста, Константина Коровина, Николая Рериха, Мстислава Добужинского, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Зои Серебряковой, Марии Якунчиковой, Виктора Борисова-Мусатова, Бориса Кустодиева, Станислава Жуковского, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, Елены Бебутовой, Мартироса Сарьяна и других. Картину "Купание красного коня" Басевич купила в 1953 году у вдовы Петрова-Водкина вместе с "Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной" (1913) и пейзажем "На Дону" (1912).

Фото Татьяны Андреевой

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также