Байкал-Аляска: смотрим через необъятный Амур на китайский берег

12 августа 2021

«Глагол» продолжает публикацию репортажей экспедиции «Байкал-Аляска». Новая экспедиция «Байкал-Амур-Шантарские острова» - продолжение экспедиции «Байкал-Аляска», прошедшей в 2017–2019 годах от Иркутска, где располагался офис Российско-американской компании, до Ситки, бывшей столицы Русской Америки. 7 августа экспедиция продолжила свой путь.

День тридцатый. 10 августа. Прибытие в Благовещенск

Утром 10 августа экспедиция успешно прибыла в Благовещенск, где первым делом прошла все проверочные процедуры у пограничных служб. Нам иногда задают вопрос, почему в организации прохождения маршрута так много «бумажной работы», ведь вроде бы все просто: собрались, сели в лодку и поехали историю с географией изучать. Поясним: да, на первый взгляд, кажется, что это такая походная романтика, требующая только желания путешествовать. На самом деле организация процесса гораздо серьезнее, мы обязаны соблюдать все законы территорий, следовать правилам. Поэтому для посещения других стран участникам, как и остальным, необходимы визы, все плавательные средства официально зарегистрированы и имеют все необходимые документы, для прохождения приграничных зон оформляются документы на каждого участника по требованиям охранных служб. Также оформляются документы для нахождения в заповедниках. Все это – важная часть грамотно организованного маршрута, главным приоритетом которого остается безопасность.

- Причалили оперативно, лодку быстро достали из воды, в этом помог местный дилер «Ямахи», за что спасибо. Сделали полное плановое ТО, заправили, сейчас готовим ее к походу. Тент немного ремонтируем, - сообщил в штаб экспедиции Анатолий Казакевич. 

Из дневника капитана Анатолия Казакевича: «Наблюдения с борта «Искателя-3». Наш амурский маршрут идёт от самого начала Амура - устья Шилки до устья Амура в Охотское море. Это величайшая река, по ее 2000 километров проходит граница РФ и Китая. Местами ширина реки меньше 500 метров, 250 слева - российские, 250  - китайские.

Выход на российский берег без специального разрешения запрещён. Движение по реке разрешено только в светлое время суток. Остановки на ночевку  - только в согласованных с пограничными службами местах, в посёлках. Когда выходишь на берег, первое, что  видишь,  -  колючая проволока, ворота. Все под контролем. В каждом пункте нас уже ждут и встречают. Сначала проверка документов  - и выход в посёлок за колючую проволоку.

Отдельная благодарность пограничным службам. Всё ребята встречают очень гостеприимно и приветливо. На заставах порядок, службу несут ответственно!

Но при этом и нашу экспедицию «Байкал-Аляска» контролируют очень четко.

День тридцать первый. 11 августа. Смотрим через необъятный Амур на китайский берег

«Дошли до райцентра Поярково, здесь останемся на ночь, от Благовещенска добрались хорошо», - сообщает в экспедиционный штаб Александр Ломп. Место это интересно тем, что было одним из первых казачьих поселений в районе и названо в честь одного из первопроходцев, якутского воеводы. Раньше здесь была церковь, торговые лавки, почта, небольшая школа. Потом в советское время с появлением железной дороги, колхозов, местность расцвела. Например, отсюда отправлялся уголь в Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и другие города. «Здесь работали два речных порта, уголь грузили по новой технологии: вагоны опрокидывались в баржу. Все снабжение углем шло через Поярково. А 1990-х начался спад», - добавляет Александр Ломп.  

Сейчас здесь живут около семи тысяч человек, и, как отмечают участники экспедиции, видно, как это место любят и ухаживают за ним: «Сразу обратили внимание на красивый берег, сад, чистоту и общий уют, после перехода это особенно ценно. Здесь хочется пожить», - делится Анатолий Казакевич. А потом рассказывает и о других ярких моментах дня: «Впечатлил момент, когда увидел место, где Зея впадает в Амур. Он сразу стал шире раза в три! Сразу другой масштаб. Если раньше шли – скалы, прижимы на поворотах, то тут сразу ощущение, будто Амур вырвался на простор. Огромная гладь, много островов, проток, можно заблудиться. Еще из интересных моментов: проходили под мостом, соединяющим Российскую Федерацию и Китай. Живописный!».

Как и в других местах, здесь экспедиции рады и встречают гостеприимно. Мы всегда говорим о том, что экспедиция – это не только команда организаторов, участники и партнеры, но и все те, кто чем может поддерживает ее на непростом пути следования. Поит чаем, кормит обедом, дает место для швартовки, рассказывает об истории места. В Благовещенске мы благодарили дилерский центр «Ямаха», сделавший ТО, отдельное спасибо - Татьяне и ее коллегам из мастерской, где шьют тенты, за то, что быстро и качественно восстановили потрепавшийся тент «Искателя – 3», а также яхт-клубу «Командор».

Еще из Поярково открывается панорамный вид на китайский город на другом берегу. Но на этот раз заграничных территорий на нашем маршруте нет, в отличие от «Байкал-Аляски» по северному пути, когда мы дошли до Аляски. И граница закрыта, и в планах не было.  Кстати, о планах. Их уже очень сильно подкорректировал разлившийся Амур, но на этом природные сложности по маршруту не заканчиваются. Нынешний летний сезон на Шантарах был практически сорван из-за долго державшегося льда, какой будет ледовая обстановка к моменту прихода экспедиции, не известно. Другая проблема  - масштабные пожары в Якутии, дым от которых движется в сторону, где проходит маршрут. Какое решение? Узнавать обстановку, принимать здравые решения, как всегда. Экспедиция на связи с МЧС, пограничниками, оперативно получает данные о прогнозе погоды. На ближайшее время путь свободен.

Все новости экспедиции читайте в сюжетах БАЙКАЛ-АЛЯСКА.  

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также