В Москве открылась выставка о Динаре Асановой, режиссере фильма по рассказу Валентина Распутина

26 апреля 2024

Выставка создана при поддержке киностудии «Ленфильм».

кино

В пространстве Дом культуры «ГЭС-2» в Москве открылась выставка «Уроки радости и боли», посвященная ленфильмовскому режиссеру Динаре Асановой (1942–1985). 

В первой части представлен короткометражный дебют режиссера, «Рудольфио» (1969), снятый по мотивам рассказа Валентина Распутина о школьнице, которая влюбилась во взрослого мужчину. В течение пяти лет после выхода «Рудольфио» режиссеру не разрешали снимать кино.

Динара Асанова так рассказывала о съемках фильма, которому в 2024 году исполнилось 55 лет: «Все съёмки происходили в Литве. Мы долго искали современный архитектурный ансамбль, интересные коробки домов, которые бы тесно сочетались с окружающей природой. Такой район новых домов мы нашли в Вильнюсе – это район Жермунай, построенный на берегу реки.

С актёрами Еленой Наумкиной и Юрием Визбором было очень приятно работать. Они заразились работой, много думали, предлагали варианты, некоторые сцены после обсуждения с ними менялись, дорабатывались, словом, были активными и полноправными участниками работы над картиной. 

Уже с подготовительного периода началась работа с композитором – Евгением Крылатовым. Он часто приезжал к нам в экспедицию, привозил уже готовые наброски, смотрел материал. 

Много работы предстояло за монтажным столом. От некоторых эпизодов пришлось отказаться совсем, и это на пользу картине, так как после сокращения выстроился строгий сюжет, который диктовался материалом. Я испробовала много вариантов, заменяя один эпизод другим, и, наконец, выстроился нужный мне музыкально-изобразительный ряд. Я ещё раз убедилась, что очень важно монтировать картину с музыкой и шумами, ибо это даёт картину нужный ритм и свободу».

Вторая часть знакомит со знаковыми фильмами Динары Асановой – это ее полнометражный дебют «Не болит голова у дятла» (1974) о первой подростковой любви, «Ключ без права передачи» (1976) о старшей школе и о взрослении внутри бурлящего коллектива, «Жена ушла» (1979) - этюд о десятилетнем мальчике, чья мама решила развестись и на время оставить ребенка мужу, «Пацаны» (1983) - драма о летнем лагере для «трудных подростков».

Третья часть посвящена личности Динары Асановой. Здесь в центре оказывается одна из поздних картин режиссера - «Дети раздоров» (1984) о трагедии распада семьи, главными жертвами которой становятся дети.

Фильмы дополнены фотографиями, фрагментами интервью с Динарой Асановой и другими архивными материалами. На отдельных листах приведены выдержки из дневников режиссера, статей о ее фильмах и воспоминания коллег.

Выставка будет работать до 14 июля 2024 года. 

Фото Валерия Плотникова и Даниила Анненкова

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также