Фонд Варламова проанализировал улицы у Музыкального театра

13 апреля 2021

Фонд “Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца” проанализировал состояние дорог вокруг Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского и подготовил отчет по этому поводу.

"Глагол" публикует текст отчета с незначительными сокращениями. 

В 2018 году на участке улиц Советской, 25 Октября и Седова (от Байкальской до Ленина) сделали ремонт по программе "Безопасные и качественные дороги". На участке регулярно случаются аварии, в основном, - столкновения автомобилей. Первое ДТП с пострадавшим пешеходом было в сентябре 2019 года, тогда водитель сбил женщину, она выжила. Спустя полтора года, 27 января 2021 года, водитель троллейбуса сбил ещё одного человека - насмерть. В отличие от водителей или пассажиров современных, оборудованных системами безопасности автомобилей, пешеходы беззащитны. Место ДТП находится между двумя точками притяжения: парковкой с остановкой транспорта и самым популярным пешеходным кварталом города. 

Очевидно, что здесь есть устойчивый пешеходный поток, и переход должен обеспечивать кратчайший и безопасный маршрут, которым надземный переход не является. На перекрёстке за два года до работ по программе БКД было четыре ДТП с пострадавшими пешеходами (все по вине водителя), спустя два года - одно такое ДТП (тоже вина водителя). Но это уменьшение произошло не потому что проблему устранили, а потому что её перенесли на 300 метров западнее. 

Мы понимаем, что невозможно полностью избежать аварий, но можно уменьшить их количество и тяжесть каждого. Главное, чтобы не гибли и не травмировались люди. Наша цель - 0 (ноль) смертей на дорогах. Чтобы найти эффективные способы повысить безопасность на этом участке, иркутское отделение Городских проектов провело исследование.

Застройка малоэтажная 

Участок исследования - зона от перекрёстка, возле которого раньше находилась остановка "Музыкальный театр" (в сторону Ленина), и до нынешнего расположения этой остановки, - это 370 метров. 

Чтобы лучше понимать происходящее здесь, нужно представлять место этого участка на местности: от перекрёстка "Седова - Тимирязева - Ленина - Красного Восстания - 3 Июля" до Т-образного перекрестка Советской с Байкальской. Этот участок далее в тексте будем называть "рассматриваемый участок", его длина - 1 300 метров. 

Преимущественная застройка прилегающих кварталов - частная малоэтажная. Есть один жилой комплекс со среднеэтажной застройкой и недавно сдан жилой комплекс с высотной застройкой. Основной объем коммерческой недвижимости сосредоточен в границах основной части 130-го квартала, фактически - центра города. Главный генератор пешеходного трафика - торговый комплекс в южной части этого квартала.

Пешеходных переходов мало, они неудобные

На рассматриваемом участке находится два наземных перехода и один надземный. Этого недостаточно, - переходы делают на расстоянии 200...400 м, при необходимости нужно делать чаще. 

Первый наземный переход находится на пересечении Советской и Байкальской. Второй наземный переход находится на расстоянии 630 метров на перекрестке. На нем нет зебры на одном из пересечений с проезжей частью и нельзя сразу напрямую перейти на другую сторону улицы, нужно сделать крюк и пройти четыре перехода (за четыре светофорные фазы). Через 250 метров находится надземный переход. Подниматься на него удобно только с одной стороны - при движении от парка. Там лестница в несколько ступенек и пологий пандус. Со всех остальных сторон лестницы высокие (подъем на высоту трехэтажного дома). Две их них без пандуса, одна - еще и без поручня. На одной есть пандус, но неудобный и опасный. В конце рассматриваемого участка (ул. Тимирязева) нет прямого перехода через Седова, только П-образный, с двумя ожиданиями зелёного сигнала. До перехода 330 метров, П-образный переход добавит ещё 90 метров.

Транспорт

Рассматриваемый участок - магистральные улицы. Движение двустороннее, в каждом направлении по две полосы. Выделенных полос нет. Есть троллейбусная линия в оба направления, за час проходит 15...30 троллейбусов в каждую сторону. Автобусное движение преобладает в сторону Байкальской: 35...80 автобусов в час против 5...10. Расстояние между парой остановок Музыкальный театр - 300 метров; предыдущие и последующие остановки в каждом направлении находятся на несбалансированных расстояниях. Это усложняет пересадки.

Подсчеты и запись видео проходили на перегоне и на перекрестке 20-минутными сменами в будний и выходной день, в часы пик утром, днем и вечером. 

ГИПОТЕЗЫ 

Для перегона 

Надземный пешеходный переход расположен не по кратчайшему удобному пути. Дорогу вне пешеходного перехода перебегают транзитные пешеходы, пассажиры общественного транспорта, автовладельцы.  Водители превышают скорость, нарушают правила остановки и стоянки, правила расположения транспортного средства на проезжей части. 

Для исследуемого перекрестка пешеходные фазы недостаточны, автомобильные - избыточны. Пешеходы переходят на красный свет, переходят по диагонали, переходят не по зебре. Часть проезжей части не используется.

Результаты: 

Пешеходы на переходе. Подавляющее большинство людей, переходящих улицу, пользуется мостом. Обычно их около 90 %. Но утром их доля падает до 66%. Остальные, рискуя жизнью и сокращая путь, перебегают проезжую часть. Это подтверждает гипотезу: надземный пешеходный переход расположен не по кратчайшему удобному пути. С одной стороны точка интереса, связанная с транспортом (парковка и остановка), с другой - «Модный квартал». «Линия желания» должна соединять эти два объекта. Напротив остановки дорогу переходит три типа пешеходов: те, кто приехал на личном транспорте («водители»), приехавшие на общественном транспорте («пассажиры») и те, кого не удалось однозначно отнести ни к одной из этих двух групп. Под мостом наверняка переходили водители. 

Подтверждается другая гипотеза: дорогу не через мост перебегают также и автовладельцы.

Транспорт 

За семь смен наблюдения (2 часа 20 минут) водители пересекли двойную сплошную 98 раз. Водители в направлении моста двигались вереницей в одну линию в междурядье. Водители, которые ехали в сторону от моста, чаще соблюдали полосность, но и чаще перестраивались из ряда в ряд, иногда эти маневры были очень опасными. Карман втрое глубже достаточного, в нём паркуются машины и пассажиры ждут посадки не на тротуаре, а на проезжей части. Машины не препятствовали выезду троллейбусов из кармана, но в час пик общественный транспорт ехал в общем потоке, с низкой скоростью в обоих направлениях. Водители в массе соблюдали скоростной режим, но были и нарушители. Большинство из них осознавали, что превышают скорость и не выходили за рамки «нештрафуемых 20 км/ч», но были и те, кто ехал около 90 км/ч. Дизайн проезжей части позволяет разгоняться выше безопасной скорости. Результаты подтверждают третью гипотезу: водители превышают скорость, нарушают правила остановки и стоянки, правила расположения транспортного средства на проезжей части.

Пешеходы

Пешеходный светофор горит всего 18 секунд, за это время пешком можно успеть перейти только один переход. Если нужно пройти от действующей остановки к театру легально, нужно перейти четыре перехода, что займет 5 минут. Путь увеличивается с 20 до 200 метров. Самый напряженный переход — через Парковую. Там же и самая большая доля, пешеходов, которые не дожидаются зеленого сигнала светофора — четверть. Переход через Кожова второй по интенсивности. И здесь каждый десятый пешеход не ждёт зелёного сигнала. Раньше на её двустороннем участке 25 Октября был нерегулируемый переход, соединявший остановки, после его закрытия люди продолжают ходить этим же путём, чтобы не делать крюк в двести метров через четыре других перехода. Кроме того, люди перебегают по диагонали - 9 % от наблюдаемых случаев, в среднем - 42 человека в час. 

Подтвердилась первая гипотеза относительно недостаточности пешеходных фаз. Вторая гипотеза подтвердилась: пешеходы переходят на красный свет, переходят по диагонали, переходят не по зебре.

Транспорт

Почти все машины, поворачивающие на Кожова, едут с одностороннего участка 25 Октября. Количество машин, поворачивающих с двустороннего участка 25 Октября ничтожно - 7 случаев из 1 581. Дизайн перекрёстка провоцирует умышленные нарушения или ошибки. Водители используют перекрёсток для разворота: зафиксирован один выезд с Парковой с последующим возвращением на неё же. Зафиксировано три случая заезда на односторонний участок 25 Октября: один с Советской (вечер субботы), два - с двустороннего участка 25 Октября (утро субботы). В одном из этих случаев водитель понял, что ошибся, сдал задним ходом до Кожова и уехал вниз. Остальные случаи были похожи на осознанные маневры. Вечерами машины с Советской поворачивают на Кожова (зафиксировано шесть случаев). Автомобили, выезжающие из одностороннего участка 25 Октября, двигаются очень опасно: из первой и второй полосы они поворачивают на Советскую, и на Парковую, и продолжают движение по прямой, к Седова. Часто машины из второго ряда, поворачивающие на Парковую, создают опасную ситуацию, маневрируя перед машинами, едущими из первого ряда в сторону Седова.

Подтвердилась третья гипотеза: часть пространства перекрёстка не используется. Это следует из анализа потоков машин по направлениям, а также по видеосъёмке с квадрокоптера.

Рекомендация для перегона

Установка разделителя. Чтобы мешать автомобилем ездить через двойную сплошную, а пешеходам - пересекать улицу не по переходу, нужно устроить физический ограничитель. Оптимальным будет установление разделительной полосы шириной от полутора до двух метров с посадкой растений. Это поможет бороться с шумом, пылью и будет больше соответствовать малоэтажному характеру застройки. Разделительную полосу рекомендуем установить не на всём протяжении, а только от пересечения с Коммунаров и до пересечения с Советской и Парковой. Нужно будет устроить один «прокол» в полосе для пешеходного перехода и ещё один - для поворота, на развилке Седова - 25 Октября, с созданием центральных дополнительных полос для поворота и разворота.

Устройство пешеходного перехода

Нужно устроить наземный пешеходный переход с островком безопасности в разделительной полосе. 

Установка светофора

Для безопасного наземного пешеходного перехода (для исключения ДТП с пешеходом во второй полосе из-за ограниченной видимости) нужен светофор. Обычный, без вызывного режима работы. Светофор нужно синхронизировать со светофорами на ближайших перекрёстках. Этот светофор создаст интервалы для безопасных разворотов и поворотов на пересечениях улицы Седова с улицей Коммунаров и улицей 25 Октября.

Улучшение развилки

Для обеспечения треугольника видимости нужно устроить наплыв бордюрного камня. Это поможет безопаснее выезжать водителям и сократит время пешехода на проезжей части.

Перенос второй остановки “Музыкальный театр”

Для повышения доступности главного квартала города нужно устроить ещё одну остановку по ходу движения в сторону Байкальской. Из трёх возможных вариантов наиболее оптимальный - у дома 34Б по Седова. 

Организация выделенной полосы

От каждой десятой до каждой пятой единицы транспорта в направлении Байкальской - микроавтобус или троллейбус; автомобили редко занимают вторую полосу, здесь можно сделать выделенную полосу для общественного транспорта. Целесообразность предложения следует проверить дополнительным исследованием и транспортным моделированием.

Ограничение скорости

На всём рассматриваемом участке нужно ограничение скорости 40 км/ч. Пока за превышение в пределах 20 км/ч не штрафуют, этот участок останется небезопасным. Более однородная скорость потока вкупе с уменьшением ширины полос до нормативных снизит количество опасных перестроений из ряда в ряд.

Рекомендации для перекрестка

Возвращение перехода

Пешеходы никогда не прекращали ходить через двустороний участок 25 Октбяря и будут делать это впредь. Для безопасного перехода не нужно даже перенастраивать светофоры: Люди смогут переходить дорогу по уже имеющейся фазе. 

Оптимизация перехода через парковку

Пешеходы чаще всего переходят на красный свет Парковую: поток машин низкий. Раньше этот переход был нерегулируемым, значит, можно это вернуть. Наше предложение - сделать для пешеходов возможность всегда переходить дорогу, а для машин, заезжающих на Парковую с Советской и 25 Октября (со стороны Седова) - сделать фазу на просачивание.

Оптимизация перехода через Кожова

Очень мало машин выезжают с 25 Октября на Кожова. Поэтому можно закрыть этот съезд вовсе. Это позволит сделать наплыв тротуара и пешеходу вместо двух полос придётся переходить только одну. Такой дизайн тротуара не допустит также нарушений, которые есть сейчас: водители не смогут поворачивать с Советской на Кожова, перед ними будет физическое препятствие. Сперва можно запретить поворот направо только знаками, чтобы водители начали привыкать к изменениям и перестраивали транспортное поведение, а физический наплыв организовать позже.

Островки безопасности и новые переходы

Направляющие островки помогут устроить недостающие пешеходные переходы. Организовывать их нужно через разделительную полосу. Наиболее предпочтительный вариант реконструкции перекрёстка - разделение сложного пятиконечного узла на две части - (примыкание Советской и 25 Октября), примыкание Парковой и 25 Октября) и изолировав съезд от Кожова.

Оптимизация выезда с ул. 25 Октября

Для машин, выезжающих на Советскую с 25 Октября, можно устроить фазу на просачивание. На поворачивающих на Кожова не будет распространяться действие светофора, движение будет нерегулируемым, это повысит пропускную способность. Пешеходные переходы через Кожова также будут нерегулируемыми, через одну полосу это делать безопасно. 

Создание нового остановочного пункта

Надо перенести вторую остановку Музыкальный театр вниз, чтобы парные остановки находились рядом. У этого же перекрестка организовать новую остановку (с обеих сторон Советской), проектное название — Иерусалимская. Это решение улучшит доступность транспорта (в первую очередь — магистрального) для жителей новостроек в кварталах, примыкающих к перекрестку Красных Мадьяр и 25 Октября. Также это решение повысит связность маршрутной сети - упростятся пересадки.

Этапность изменений

Изменения на перегоне и перекрёстке можно сделать не сразу, а в несколько этапов. 

Разметочный - вернуть удалённый пешеходный переход через двусторонний участок 25 Октября. Убрать ограждения. Добавить диагональные пешеходные переходы. Запретить поворот с двустороннего участка 25 Октября на Кожова. Настроить светофоры: увеличить продолжительность пешеходной фазы, добавить фазы на просачивание для выезда с одностороннего участка 25 Октября на Советскую и с Советской на Парковую. 

ОСТРОВКОВЫЙ 

То же самое, что выше, только ещё устроить направляющие островки центре перекрёстка, которые будут использоваться как островки безопасности. Этот вариант увеличит пропускную способность, потому что пешеходы будут меньше времени находиться на проезжей части, - их путь будет короче. Для некоторых полос пешеходные переходы можно будет делать нерегулируемыми. Также перекрёсток станет компактнее и стоп-линии машин сдвинутся к его центру. 

Полная реконструкция перекрёстка с установкой недостающих светофоров, физическим ограничением поворота с двустороннего участка 25 Октября, разделительной полосой. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также