Марк Меерович: О результатах открытого международного конкурса «Квартал ХХI века»
13 декабря 2016
Мы все прекрасно понимаем, что место, намеченное для размещения концертного зала, буквально намоленое. Это главная площадь города, на которой раньше располагалась Тихвинская церковь, сейчас на ее месте стоит здание «Вост-Сиб.угля» - образец сталинского ампира. Это место, где размещался ныне снесенный, третий по величине в России Казанский собор, позже — здание областной администрации, на которое тоже в свое время проводился конкурс. Здесь стоял уникальный памятник советского модернизма 1980-х гг. – здание архитектора В.А. Павлова, названное в народе «Домом на ногах». Отсюда начинался Иркутск и здесь расположены все самые старые и самые знаковые культовые строения города: Спасская церковь, Собор Богоявления, Польский костел. Здесь расположен мемориальный комплекс - Вечный огонь... Любой проект в этом месте — это, буквально, операция на сердце города Иркутска. Источник: meerovich.livejournal.com
В принципе, собственник земли имел полную возможность «схватить скальпель и побежать кромсать и резать», что обычно и происходит, когда заказчик кулуарно выбирает сговорчивых архитекторов, делает проект, который затем незаметно для общественности проводится через все стадии согласования, и только потом, когда бетонный каркас начинает вылезать из земли, проект вызывает редко - радость, а чаще - острое возмущение горожан. В данной ситуации заказчик проявил высочайшую культуру принятия важных социально-политических решений - он объявил открытый всероссийский конкурс. И получил, образно говоря, «план операции на сердце», причем не один, а шестьдесят семь – ровно столько проектов было рассмотрено жюри. Теперь у всех нас: горожан, городской администрации, профессиональной общественности есть реальная возможность предварительно оценить, какой из них наиболее подходит для этого конкретного места, какой в наибольшей степени соответствует истории и культуре города Иркутска, какой может действительно стать подлинной жемчужиной не только центра, но и всего города.
Ситуация места проектирования очень не простая. Во-первых, она сложна тем, что на этом месте прерывается обустроенная и эксплуатируемая набережная. Россия — речная цивилизация, и для наших крупных городов выход к реке, формирование, а затем повседневное использование набережной большими потоками людей — это смысловая и символическая альфа и омега градостроительного проектирования. Если мы пускаем транспорт по набережной — мы отсекаем потоки людей от берега, а если не пускаем, то и дальше упираемся в неразрешимые транспортные проблемы.
Во-вторых, ситуация сложна тем, что нет твердой убежденности – в каком конкретно месте располагать зал, чтобы он стал сердцевиной, главным композиционным фокусом всей планировочной структуры данного фрагмента общегородского центра.
В-третьих, каким образом обеспечить притекание сюда большого количества людей, а также утекание их после концертов, без того, чтобы каждый раз парализовывать транспортные потоки.
В-четвертых, какой тип жилой застройки должен/может появиться в этом месте, чтобы сохранить баланс между интимностью жилого пространства и предельной проницаемостью городского квартала для потоков людей, движущихся к залу.
В-пятых, как следует относиться к существующему историческому артефакту – пустующему, полуразрушенному промышленному зданию, стоящему на этой площадке и трубе. И т.д….
Увы, ни один из представленных проектов не дал полностью завершенного, комплексного решения, которое могло бы стать окончательным. Поэтому мудрым решением заказчика и жюри было не определять первую, вторую и третью премию, а выбрать трех равнозначных финалистов. И даже не столько их проекты, сколько предъявленные ими принципы - наиболее верные для разрешения названных выше и других проблем данной территории. Выбирать проектные подходы, адекватные ситуации и эффективные настолько, чтобы положить их в основу дальнейшего проектирования.
Первый принцип, который воплощен в получившем одну из трех премий, проекте авторского коллектива ООО "Институт территориального развития" (авторский коллектив: Е. Миронова, В. Щеткина, А. Головченко, О. Потребчук, В. Соловьева, Г. Шелухин) и который должен быть обязательно реализован в дальнейшем, при составлении планировочного и объемно-пространственного задания на разработку проекта планировки — это решение транспорта. В границах проектируемого участка транспортные потоки в обязательном порядке следует протрассировать под землей – в тоннеле. Там же в проходном коллекторе расположить все коммуникации (с обеспечением легкого доступа к ним для текущего ремонта). При таком решении транспорт не будет отсекать прилегающий фрагмент набережной от городской застройки, не станет постоянной помехой свободному доступу масс людей к береговой линии, не будет препятствием пешеходным и велосипедным прогулкам и массовым мероприятиям.
Застройка в данном проекте, на мой взгляд, решена слишком формалистично и поэтому не следует принимать ее за основу при разработке Технического задания для следующего этапа проектирования
Второй принцип который должен быть воплощен при разработке проекта планировки данного участка – это организация пространства вокруг зала и примыкающего к залу фрагмента набережной. В данном проекте это решение не только гармонично по своему масштабу, но и, что наиболее важно, дает возможность свободного притекания к залу людских масс (транспорт не только загнан под землю, но и перенаправлен так, чтобы не отрезать изгибом дороги территорию зала от существующего сквера). В данном проекте, прилегающая к залу площадь сливается с общественным пространством сквера у Вечного огня, становится его продолжением, превращается в единое публичное пространство. Подобное решение – единственно верное – будущим посетителям массовых мероприятий концертного зала не нужно будет переходить дорогу, а для этого соответствующим органам выставлять светофоры, периодически перекрывать непрерывное движение транспортных потоков и с неизбежность порождать транспортные пробки, а во время массовых городских празднеств вообще закрывать движение …
Именно за эти решения данный проект и был определен жюри в качестве одного из трех победителей.
Достоинство следующего проекта, выполненного АО "Горпроект" (авторский коллектив: Ф. Никандров, А. Коротков, А. Муравьев, И. Мыльников, С. Кухарский, Е. Закаблуцкая, А. Лаврухин, А. Воробьев, П. Гуляк, Х. Рахматулина, В. Замула, И. Верещагина), обеспечившего ему высокую награду - это зал. Все остальное здесь, решено не слишком привлекательно и не заслуживает внимания.
Но зал – главный повод этого конкурса – восхитителен! Он решен очень оригинально. Потому что, помимо крытого зала, здесь формируется огромное наружное сценическое пространство, позволяющее собирать под открытым воздухом те 10-15 тысяч человек, которые итак собираются на концерты Дениса Мацуева на центральной площади города. Причем собирать их, не блокируя при этом функционирования всего городского центра.
Сегодня брендом города Иркутска в российском масштабе является 130й квартал. Его знают все – и архитекторы, и российские туристы, и даже многие иностранцы. С появлением концертного зала, представленного в этом проекте, Иркутск получит бренд не только общероссийского, но мирового значения. Конечно, при детальной проработке оболочки зала, покрывающей площадь массовых общественно-зрелишных мероприятий, было бы неплохо немного развернуть оболочку так, чтобы она обнимающим жестом прикрывала открытую сцену от ветра. И при дальнейшей проработке, уверен, движение масс воздуха вдоль Ангары будет учтено. Этот проект указал на единственно верное место расположения концертного зала и предложил его форму и образ, сомасштабные и созвучные значению столицы Восточной Сибири. Именно поэтому он вошел в число победителей.
Следующий проект авторского коллектива "Студии 44" (авторский коллектив: А. Яр-Скрябин, И. Григорьев, К. Счастливцева при участии Е. Богомаз, В. Бурмистровой, Д. Андреевой)тоже в некотором смысле уникален. Проект, в отличие от многих других, предлагает мелкодисперсную (а не многоэтажную, сверхплотную) застройку. Причем, и это самое оригинальное — абсолютно прозрачную и проницаемую для потоков людей. Но при этом, не нарушающую интимность внутреннего жилого пространства дворов, заключенных вовнутрь жилых образований и формируемых за счет создания атриумов. Этот подход позволяет решить массу проблем, которые не были решены ни в одном другом проекте.
Жюри, при принятии своих решений сознательно игнорировало художественную сторону проработки фасадов – на данной стадии проработки проекта она представлялась несущественной. Потому что задача данной стадии (стадии конкурса) состояла в том, чтобы предложить внятные подходы к решению проблем: а) планировочно-градостроительных, б) компоновочных (место расположения зала), в) транспортных, г) историко-культурных (определение судьбы исторических зданий, находящихся на площадке, формирование локальных черт – «иркутскости») и проч. для того, чтобы с полным пониманием переходить к корректировке ПЗЗ и разработке задания на проектирование.
Этими проектами было определено месторасположение главного объекта проектирования – зала, возможного расположения основных масс коммерческой и жилой застройки. Теперь больше не нужно перебирать варианты. Теперь, благодаря этому конкурсу, появилось вполне конкретное понимание того, каким должно быть задание на дальнейшую проектную работу. И заказчик с руководством города совместно его пропишут на бумаге, чтобы на следующем шаге, нанятый заказчиком коллектив архитекторов, со всем присущим этому коллективу талантом и профессиональным мастерством, искал бы конкретные проектные решения в рамках именно этих, отработанных в данном конкурсе, принципов.
Конкурс позволил провести публичный «мысленный эксперимент» - проработать варианты решений на бумаге, а не «кромсать» в натуре. Сегодня эта стадия - поиска концептуальных вариантов проектных подходов и возможных принципов и приемов проектирования, завершена - мы имеем различные принципиальные решения, и, надеюсь, в дальнейшем и городская администрация, и заказчик будут им неукоснительно следовать. Причем, следовать также публично. То есть, приняв какое-либо решение составом рабочей группы по конкретным позициям Технического задания и сформулировав конкретные предложения по корректировке Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) и, с неизбежностью) Проекта зон охраны (ПЗО), вынести их на такое же публичное, открытое обсуждение. И только после этого принимать окончательное решение по корректировке генплана, ПЗЗ и ПЗО и утверждению Технического задания.
Лишь продолжая двигаться путем открытого, публичного решения важнейших для города вопросов, можно активизировать гражданское сообщество на текущее решение проблем городской среды, на его деятельное участие в управлении развитием территорий; только таким путем можно обеспечить доверие населения к власти.
Я искренне надеюсь, что через какое-то время Иркутск получит кроме общероссийского бренда (130-й квартал) еще и международный бренд – зал классической музыки Дениса Мацуева. Возникновение этого знакового объекта должно не только включить Иркутск в постоянную программу мировых музыкальных событий, но стать основанием для консолидации гражданского общества, фундаментом формирования идентичности и Духа места и укрепления гордости иркутян за свой город.
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!