Издательство «МИФ»

Семидесятые: Алла Пугачева на страницах иркутских газет

В прошлом году на «Глаголе» вышел материал «Алла Пугачева в Иркутске», в котором написано, что первые гастроли народной артистки СССР прошли в нашем городе 28 сентября – 1 октября 1977 года. Но оказалось, что это не совсем так.
Все началось тремя годами ранее. Еще до знаменитого «Арлекино» и победы на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии. 10-11 декабря 1974 года в здании иркутской областной филармонии прошли четыре (по два каждый вечер) концерта «Ты, я и песня» с участием лауреата пятого всесоюзного конкурса артистов эстрады Аллы Пугачевой и лауреата международного и всероссийского конкурсов Юлия Слободкина в сопровождении инструментального ансамбля «Москвичи». Это был первое выступление Аллы Пугачевой в дуэте. 

К сожалению, нам не удалось найти материалы об этом выступлении. К тому времени дуэт молодой певицы с младшим братом художественного руководителя ансамбля «Веселые ребята» Павла Слободкина, уже прекратил свое существование, а Алла стала выступать солисткой ставшего популярным ВИА. Скоро к ней придет и международная слава.

«Глагол» с помощью «Хроник Приангарья» пролистал иркутские газеты и посмотрел, что писали о Пугачевой в семидесятых и начале восьмидесятых в наших печатных изданиях.

15 января 1976 года в «Советской молодежи» появился большой материал «Песня – маленький спектакль» в рубрике «По вашим просьбам». Для всех, кто знал Аллу Пугачеву и ее творческое кредо, решение жюри не было неожиданным. Когда-то на эстраду Пугачеву привело телевидение. Еще старшеклассницей она удачно исполнила несколько песенок в воскресных музыкальных программах. Хороший голос и приятная внешность, необыкновенная пластичность и артистизм – всеми этими качествами природа щедро наградила Аллу. Для зрителя каждая встреча с певицей нова и оригинальна. 
22 сентября 1976 года на четвертой полосе газеты «Иркутский университет» вышел большой материал студентки Института народного хозяйства А. Ли о международном фестивале песни «Сопот-76», где Алла Пугачева выступала почетным гостем. Вот что тогда было написано: «Пугачева – актриса и певица одновременно. Счастливое единство глубокого содержания и оригинальной, эффектной, чуть экзальтированной внешней формы. Как о ней писали – «яркая индивидуальность, превратившая ординарный шлягер в драму, трагедию несостоявшейся жизни». После исполнения пяти песен, отвечая горячим аплодисментам и громким просьбам зрителей, пришлось петь «Арлекино». Какая это была импровизация! Высокое артистическое мастерство подчеркивало, оттеняло яркое своеобразие голоса. Два раза она пела, и каждый раз это было открытие неожиданных, ярких красок, кричащей неожиданной полутонов. Пугачева потрясла своей глубиной. Зал чувствовал и переживал. Он приветствовал Пугачеву-Арлекино». 
Скорее всего, автор материала находился в зале, такое нельзя написать, когда ты смотрел фестиваль по телевизору. Кстати, фотографии в материале были представлены студентом физического факультета Иркутского госуниверситета С. Сизовым. 
Ни один «Голубой огонек» не обходился тогда без Пугачевой. Все газеты печатали материалы о подготовке праздничных телепрограмм, в том числе и местные находили на это место на своих четырех полосах. 4 января 1977 года большая фотография певицы вышла на четвертой полосе «Советской молодежи»: в новогоднюю ночь миллионы зрителей увидели на экранах своих телевизоров своих любимцев – Юрия Гуляева, Клавдию Шульженко, Эдиту Пьеху, Марию Биешу и ее, Аллу Пугачеву. И фотография только Пугачевой. 5 января 1980 года фотография Пугачевой с новогоднего «Огонька» была опубликована в газете «По заветам Ленина», которая выходила тогда в Аларском районе. 
Конец сентября 1977 года. В Иркутске Алла Пугачева с первым сольным концертом. Фотографии Александра Князева обошли все газеты. «Она пришла к нам со своим старым, хорошо знакомым «Арлекино» и рассказала его печальную историю по-своему. Ее арлекин – мудрый шут с малозавидной судьбой. Давняя, незатейливая песенка прекратилась в горькую исповедь паяца. Так Пугачева стала популярной, хотя на эстраде она была совсем не новичок. Ее заповедь – оставаться самой собой. И в жизни, и в творчестве. Сложно? Бесспорно! Но актрисе это удалось. И всегда, на любом концерте (пусть он и не один в день) артистка не позволяет себе сфальшивить, не «выложиться» до конца, чем-то, пусть малым, омрачить свою встречу со зрителем. И мы, сидящие в зале, это хорошо ощутили. И в благодарность – долго не смолкающие аплодисменты, цветы, желание новых встреч с певицей». 
14 сентября 1978 года – вновь в «Молодежке» фотография Пугачевой с фестиваля в Сопоте, где Пугачева получила Гран-при. 2 августа 1978 года фотографию со съемок фильма «Женщина, которая поет» опубликовала газета «Восточно-Сибирская правда», а 9 декабря того же года ее перепечатал «Восточно-Сибирский путь». 
В 1981 году в Иркутске с гастролями был популярный композитор Владимир Шаинский. В интервью с журналистами газеты «Советская молодежь» он сказал, что ему особенно приятно, что его первые песни исполняла семнадцатилетняя Пугачева. 
5 августа 1982 года в газете Иркутского государственного педагогического института «Путь к знанию» вышла большая колонка «Монологи певицы», рассказывающая о дипломной работе Пугачевой, которая к тому времени окончила ГИТИС: Алла Пугачева. О ее творчестве спорят с тех пор, как она блистательно заявила о себе…Работая над программой, она поставила перед собой нелегкую задачу: составить программу так, чтобы со сцены звучала только музыка, песня и не звучала обычная речь. Это удалось Пугачевой. Все, что она хотела сказать зрителю, было облечено в форму песен-монологов, стало своеобразной музыкальной исповедью…
Это было время, когда на каждый диск певицы выходили рецензии. Так, на двойной альбом «Как тревожен этот путь», вышедший в 1983 году на фирме «Мелодия» довольно большой текст написал А. Колосов в газете «Советская молодежь»: автор довольно критично подошел к творчеству Аллы Борисовны. Отметив песни «Беда» (автор – Владимир Высоцкий) и «Дежурный ангел» (А. Пугачева – И. Резник), он полностью раскритиковал обращение к творчеству Марины Цветаевой («Когда я буду бабушкой») и Осипа Мандельштама («Я больше не ревную»): такая тонкая и одухотворенная поэзия меньше всего подходит для изготовления лихих эстрадных шлягеров. В связи с этим нельзя не вспомнить более удачное обращение к поэзии Цветаевой – в фильме «Ирония судьбы», где она с большим чувством и тактом исполняет песни, написанные композитором М. Таривердиевым. Так что критики в адрес певицы хватало уже и тогда, в семидесятые, только в начале ее большой и богатой музыкальной биографии. 
4 июля 1983 года в Иркутске начался кинофестиваль советских музыкальных и комедийных фильмов. Его организовал Госкино СССР. Один из знаковых фильмов – «Любовью за любовь», экранизация пьесы В. Шекспира «Много шума из ничего». В роли певицы в фильме снялась Алла Пугачева. Фестиваль проходил в кинотеатре «Художественный» и по отзывам прессы имел большой успех. 
«Глагол» еще вернется к теме творчества Аллы Пугачевой, которая завтра отмечает свой юбилей. 

Фото 1977 года, афиша из газеты "Иркутская неделя" 1974 года

 


Aliexpress WW

14.04.2019

Звезды в Иркутске