Никто из актеров фильма «Звезда пленительного счастья» не приехал на презентацию в Иркутск
14 декабря 2025
Ровно 50 лет назад, 20 декабря 1975 года, в иркутском кинотеатре «Художественный» показали фильм, о котором уже говорила вся Москва.
К 150-летию восстания декабристов был составлен большой план, который курировало министерство культуры СССР. Лекции и тематические вечера проходили даже в Вильнюсе, Кишиневе, Ереване и Киеве, причем украинский минкульт был единственным, кто заявил, что именно восстание декабристов положило начало революционному движению в России.
Крупные конференции проходили в Ленинграде, Москве и, конечно, сибирских регионах.
Так, 25-28 сентября 1975 года в Иркутске с большим успехом прошла конференция «Декабристы и русская культура», на которую съехались ведущие ученые – лауреат Государственной премии, профессор Борис Мейлах, старший научный сотрудник Государственного института театра, музыки и кинематографии, кандидат филологических наук Нина Королева, редактор отдела критики и искусства журнала «Нева», кандидат наук Александр Ходоров. Тогда развернулось движение за открытие мемориальных музеев, посвященных декабристам. Гостем конференции был Борис Еропкин, внук декабриста Дмитрия Завалишина, который привез шкатулку деда и подарил ее иркутскому музею.
16-17 октября в Чите состоялась всесоюзная научно-практическая конференция «Декабристы и Сибирь», которую организовал Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР. На конференции обсуждалась идея создать в Чите мемориальную зону декабристов и установить им памятник.
На карте Ангарска появилось улица 14 декабря, а в юго-западном районе установили три мозаичных панно, посвященные событиям на Сенатской площади.
10 ноября в Москве началась демонстрация фильма «Звезда пленительного счастья», который собрал целый букет известных актеров.

Ирина Купченко (княгиня Екатерина Трубецкая) позднее вспоминала:
«Я подумала о том, что заставило эту молодую хрупкую женщину приехать в те края? Она бросает все и едет через всю страну к мужу. Эти женщины не считали себя героинями. Ведь при венчании они давали обет быть рядом с мужем в горе и радости. Наверное, чувство ответственности за судьбы страны начинается с ответственности к одному-единственному человеку».

Иркутск ждал этого кино, ведь в марте-апреле 1974 года несколько сцен снимались в Иркутске.

Старинный дом около драматического театра оцеплен красными флажками.
- Внимание, съемки!
Высокая дверь особняка открывается, выпуская хрупкую молодую женщину в длинном, до пят пальто, в обрезанных валенках, одетых на легкие туфли. Мимо фонарей пушкинской эпохи, мимо возка, впряженного в пару лошадей, она, простоволосая, бежит по улице навстречу неожиданной радости. В глазах боль, отчаяние, надежда.
- Дубль второй! Внимание! Камера!
От команды к команде, от дубля к дублю голос режиссера становится требовательнее, властнее», - писала в «Вост-Сиб. правде» Бетти Преловская.

Режиссер-постановщик картины - Владимир Мотыль, уже известный по фильмам «Женя, Женечка и «катюша» и «Белое солнце пустыни». Он рассказывал, что был в Иркутске в 1958 году и уже тогда решил снять здесь фильм о декабристах.
В Иркутск прилетели Олег Стриженов (Сергей Волконский), Наталья Бондарчук (Мария Волконская), Ирина Купченко (Екатерина Трубецкая), Олег Янковский (поэт Кондратий Рылеев), польская кинозвезда Эва Шикульска (Полина Гебль-Анненкова).

В пади Крестовой поселка Листвянка в скальном грунте наши специалисты горняцкого и плотничного дела пробили горизонтальную выемку, имитирующую вход в каторжную штольню и рядом со старинной церковью возвели часть деревянного острога. Зимняя натура снималась в селе Урик, на 46-м километре Байкальского тракта и в Слюдянке.

А у будущего Дома актера спилили два тополя, которые мешали съемкам. Говорили, что они были посажены еще во время хозяина усадьбы Михаила Бутина.
Романс «Не обещайте деве юной», звучащий в фильме, написали Исаак Шварц и Булат Окуджава, а его исполнил актер Владимир Качан.
Предполагалось, что в Иркутске 20 декабря будет творческая встреча с презентацией фильма, но никто из участников фильма не смог приехать. Это не помешало посмотреть фильм 22 млн зрителей, и он вошел в топ-10 по итогам года.

За день до иркутской премьеры, 19 декабря, фильм показали в усольском кинотеатре «Прогресс».
С 22 декабря два кинотеатра - «Художественный» и «Чайка» - показывали по пять сеансов в день, но билеты были раскуплены заранее. Последний сеанс 1975 года начинался 31 декабря в 21:20, то есть фактически несколько сотен иркутян встречали Новый год на пороге кинотеатра.

25 декабря фильм показали в кинотеатре «Прогресс» (Киренск)
26 декабря к киномарафону присоединился Ангарск. Премьера в кинотеатре «Мир», 27 декабря – в кинотеатре «Юность».
С 31 декабря по 6 января 1976 года кино смотрели в кинотеатре «Луч», что в Иркутске-2.
Роль декабриста Ивана Анненкова сделала знаменитой Игоря Костолевского. До этого фильма у 27-летнего Костолевского не было заметных ролей в кино, и выбор Мотыля не одобряло руководство киностудии «Ленфильм». Честно говоря, молодой актер и сам не верил, что справится с этой ролью:
«Там был выписан некий Анненков, здоровый малый, который носил ботфорты, кавалергардский костюм, ездил на лошади, говорил по-французски. Короче, он делал всё то, чего я делать не умел».
Костолевский порой собирался отказаться от роли, но в него верил режиссер Владимир Мотыль:
«И вот все готово, съемочная группа настроилась на веселье, памятуя о том, как запарывал дубли этот увалень. И вдруг, все буквально онемели. Вчерашний «растяпа» и «недотепа» так красиво и уверенно держался в седле, так лихо проделывал цирковые номера, что ему аплодировали даже вчерашние недруги! А киноначальство сделало вид, что никакого запрета на съемки Костолевского и не было», – рассказывал он.

Роль Полины Гёбль стала триумфом Эвы Шикульски, польская актриса стала самой популярной в СССР. После успеха «Звезды пленительного счастья» Шикульска снялась в советских фильмах «Объяснение в любви» и «26 дней из жизни Достоевского».

Студенты Иркутского университета еще долго вспоминали встречу с Эвой, которая во время съемок была крайне сдержанной:
«Я люблю в Полине активность ее натуры - она делала свою жизнь собственными руками».
Фото из открытых источников, иркутские фото - из архива Эдгара Брюханенко
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!