Издательство «МИФ»

Искусство с женским почерком

"Глагол" и арт-галерея DiAS продолжают знакомить читателей с участниками выставки-конкурса "Лучшее произведение изобразительного искусства 2019". Сколько имен художников мужчин знает история искусства? Тысячи и тысячи. А сколько женщин творцов? Гораздо меньше. Одним из самых спорных вопросов является то, что может ли быть в принципе разделение в искусстве на мужское и женское? Разговоры о концепции некого «женского искусства» ведутся аж с конца XIX века.В XX веке проблема женщин в искусстве была поднята на новый уровень. Искусствоведы разделились и не пришли к единому мнению до сих пор.

Мы не будем углубляться в дебри полемики, но попробуем порассуждать об этом, взяв за основу творчество двух иркутских художниц Регины Присяжниковой и Александры Мартыновой. 

Среди живописных полотен Регины Присяжниковой мы встречаем сюжеты, которые женский взгляд способен не только ухватить, но и возвести в ранг прекрасного. Картины "Сколько посуду не мой…" (2018), "Генеральная уборка" (2018) и триптих "Полон шкаф" (2019) – это не констатация факта женского бытия, а скорее ироничное отношение к окружающему пространству со всеми его моментами. И философии в стопке глаженного белья или в чистом стакане может оказаться не меньше, чем в какой-нибудь эпической битве. 

Ещё одна извечная "женская" тема – цветы. Цветочный натюрморт начинался как серьезный жанр с символическим подтекстом, связанным с моралью и смертью. В середине XVIII века мужчины и женщины работали в этом жанре наравне. Длилось равенство недолго, уже к концу столетия начало бытовать мнение, что изображение цветов требует не духовного гения, а только усидчивости и навыков.

График Александра Мартынова успешно воплощает цветочные фантазии в декоративных натюрмортах, создавая особую реальность из переплетающихся линий. Стилизованность деталей придает особый шарм сюжетам, тем не менее не уводя от смысловых нагрузок сюжета. 

Тема, за которую редко возьмется художница – это война. Женщина, как продолжательница жизни, крайне редко обращается к разрушающим мотивам. Возможно, говоря о "женском искусстве" мы подразумеваем именно созидательные моменты и энергетику, повседневность и быт, поданные с необычного ракурса, приятные мелочи для жизни. Но нельзя отрицать, что как раз без всего этого наша жизнь не будет такой уж замечательной.

                                                                          Мария Моженкова, искусствовед

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

15.01.2020


Новости партнеров