Епископ Ювеналий - первый после восстановления Иркутской епархии

15 июня 2024

3 июня 1948 года была восстановлена самостоятельность Иркутской епархии, а управляющий епархией получил титул епископа.

ювеналий

В тот же день епископом Иркутским и Читинским был назначен Ювеналий (Килин). В епархию были включены Иркутская, Читинская области, Якутская АССР, а с ноября 1948 года и Бурятская АССР.

Епископ Ювеналий (в миру Иван Кельсиевич Килин), родился в апреле 1875 года в Вятской губернии, в крестьянской семье.

Успешно окончив начальную земскую школу в Арзамасцеве, Иван поступил в Сарапульское уездное училище, которое закончил в 1889 году. Через пять лет скоропостижно умер отец, много лет занимавший пост члена Сарапульской земской управы и волостного писаря, и молодой Иван, по благословению матери, предпринял паломническое путешествие во святую Верхотурскую обитель, где у мощей праведного Симеона у юноши созрело желание стать монахом. 

20 июля 1900 года он был пострижен в монашество с именем Ювеналий и через три недели рукоположен епископом Пермским Петром во иеродиаконы, а 12 февраля 1902 года преемник епископа Петра, Преосвященный Иоанн, возвел его во иеромонахи.

Позднее он вспоминал:

«Религиозное домашнее образование и воспитание я приобрел благодаря благочестивой родительницы своей, которая в отроческих летах сама вместе с бабушкой – девицей была на богомолье по святым обителям – в Соловках, в Сарове, Тихвине и других местах России. На просьбу бабушки дать благословение поступить в один из женских монастырей, – благоговейный старец-священноинок Тихвинской мужской обители Новгородской губернии, не дал такого благословения, а как бы пророчески сказал, что эта крестьянская отроковица Мария выйдет в замужество, а дети ее будут в иноческом и священном сане. Так и случилось впоследствии по милости Божией.

 У моей старшей сестры - крестной моей матери, два сына окончили Пермскую духовную семинарию и один из них, Константин Юмин, в священном сане скончался в изгнании в большевистской тюрьме. Вторая моя сестра монахиня Аглаида, преисполненная смиренными иноческими чувствами, скончалась в женском монастыре. Младший родной брат – священник, в продолжение многих лет на родине, разлученный с семейством, несет тяжелый крест иерейского служения. Двоюродная сестра тоже там проходит тяготы схимнического звания.

Вспоминается и дальний родственник мой – сначала скромный священник, на моей родине в Сарапульском уезде Вятской губернии, отец Михаил Платонович Красноперов, а впоследствии в монашестве Мефодий, по окончании Казанской Духовной Академии, после прохождения иерархических должностей, был призван к святительскому сану в Петропавловске, Омской епархии, где и мученически скончал свою жизнь в 1922 году».

В 1903 году отец Ювеналий был назначен архимандритом Варлаамом заведующим и строителем Белогорского подворья в Перми, где среди многоразличных крупных строений воздвиг Златоустовскую церковь. В 1910 году переведен в Архиерейский Дом Перми. В феврале 1912 года стал первым игуменом и строителем общежительной Фаворской Спасо-Преображенской Пустыни.

После революции 1917 года, не приняв большевиков, сначала уехал в Читу, а в 1920 году эмигрировал в Харбин.

«После революции поток беженцев широкой волной ринулся в Северную Маньчжурию. Облик Харбина совершенно изменился. Русское население увеличилось в несколько раз. Вместе с беженцами и войсковыми частями прибыло много духовенства. Большинство этого духовенства отступило с Белой армией из Волжского и Каменского районов, с Урала и из Сибири, состоя в войсковых частях военными священниками, меньшинство покинуло родные пределы вместе с беженцами» (из воспоминаний протоирея Аристарха Пономарева).

В 1922 году, с благословения архиепископа Харбинского и Маньчжурского Мефодия, основал мужской монастырь на Крестовском острове, что в окрестностях Харбина, но в том же году был командирован в Сербию, где стал настоятелем монастыря в Витовнице Сербской православной церкви. 

Вернувшись в 1924 году в Китай, служил в Казанско-Богородицком монастыре. В течение десяти лет был редактором православного журнала «Хлеб небесный». 16 февраля 1935 года был хиротонисан в епископы Синьцзянского РПЦЗ (служил в Харбине, Шанхае и других центрах русской миссии в Китае).

В октябре 1945 года китайские православные центры воссоединились с Московской патриархией. С 12 мая 1947 года Ювеналий – епископ Челябинский. С 3 июня 1948 по 21 февраля 1949 года – епископ Иркутский и Читинский.

Проживал он в доме по улице Ангарской, 14. Как писал настоятель Знаменской церкви протоирей С. Попов, «соседство с посторонними нецерковными жильцами для архиепископа нежелательно: по ночам у них играло радио, они поют песни, жарят мясо, запах которого мешает архиепископу, молодые люди и девушки пишут в коридоре нецензурные слова. Сами жильцы переехать не возражают, если им предоставят квартиры от жилуправления».

Все те, кто знал лично Владыку Ювеналия, всегда вспоминали его с особенным чувством. Это был – Христианин с большой буквы: такой глубокой веры, простоты в общении, в быту, невероятной искренности, чистоты, высокого аскетизма и, прежде всего, какого-то потрясающего смирения. Владыка ходатайствовал о возвращении мощей Святителя Иннокентия, произвел некоторые административные перестановки. Высокообразованный и высоконравственный человек, принципиальный в решении вопросов церковной жизни, столкнулся с противодействием властей. Практически был готов Троицкий храм, но в последний момент общине верующих отказали в регистрации. Не помогло даже письмо прихожан Сталину. Вскоре там открылся планетарий.

С 1948 года, как показало «закрытие» практически восстановленного и готового к освящению Троицкого храма Иркутска, открытие новых приходов в епархии стало очень затруднительным на несколько десятилетий. 

По требованию властей патриарх Московский и Всея Руси 21 февраля 1949 года перевел архиепископа Ювеналия на Омскую кафедру (архиепископ Омский и Тюменский), а с 1952 года – Ижевский и Удмуртский.

Перед кончиной владыка Ювеналий болел и принял схиму (строгое церковное послушание) с именем Иоанн. Скончался 28 декабря 1958 года в Ижевске.

В 2003 году архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко), давая интервью местной газете «Вести», сделал заявление, что обретены нетленные мощи архиепископа Ювеналия. По его словам, «старец Божий лежал как сейчас похороненный». Ныне мощи архиепископа Ювеналия покоятся в гробнице, возведенной в Троицком соборе над его захоронением.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также