Территория БАМа: как молдаване строили станцию Алонка

15 августа 2024

Глагол38 продолжает путешествие по восточной ветке Байкало-Амурской магистрали, строительство которой началось 50 лет назад.

бам

Читайте также Сивачкан (Бестужево)ДипкунТутаулВерхнезейск, Февральск

Станция Алонка расположена в Верхнебуреинском районе Хабаровского края.

32 специалиста - шофёры, бульдозеристы, плотники – передового отряда СМП «Молдавстрой — БАМ» под началом инженера А. Жилкова прибыли на БАМ 11 августа 1975 года. У них было всего три недели на строительство временного посёлка и промбазы. К зиме в Алонке появились первые три общежития, овощехранилище, продовольственный склад, банно-прачечный комбинат, столовая.

Стройка начиналась с палаточного городка, его сменили деревянные срубы, а через полтора месяца справили новоселье в первом общежитии с отоплением и электричеством, а первую улицу назвали в честь Сергея Лазо. Строительство постоянного поселка по проекту института «Молдгипрострой» началось 13 января 1976 года бригадой П. Иванова. Следующим объектом стало многоэтажное здание общественно-торгового центра, предназначенное для магазинов, ателье, парикмахерской, почты, телеграфа, кафе. Стройку возглавил А. Гусаренко.

Фото из архива газеты «Молдавские ведомости»

Из воспоминаний бригадира А. Гусаренко: 

В составе бригады работали ребята почти со всех городов Молдавии. Не привыкшие к сильным морозам, тучам комаров и гнуса, они ринулись в бой, но только вместо автоматов в руках их были топоры и пилы, лопаты и молотки. Трудно было делать все это, но вспоминать радостно те первые дни на БАМе. Все помнится – первые палатки, первые теплушки, первые общежития, первая скважина, первый дом, школа, садик. Умели мы и трудиться, и отдыхать.

В свободное время посещали кино, концерты, зимой ходили на лыжах, катались на коньках. Летом собирали грибы, ягоды. Были любители порыбачить и поохотиться. Да и летом загорать и купаться есть где. Мы сделали свое озеро с песчаным пляжем. Самое главное, что мы не струсили, не побоялись трудностей и бамовских морозов. Выдержали и не жалеем, что остались.

Проект строительства постоянного поселка Алонка создавался авторскими коллективами проектировщиков Москвы и Кишинева. Молдавские проектировщики разработали проект застройки жилой части поселка, состоящего из двух- и трехэтажных 12-ти и 6-ти квартирных жилых домов, школы на 392 учащихся, детского сада на 140 мест, фельдшерско-акушерского пункта, торгово-общественного центра, организующим одновременно со зданием вокзала центральную площадь поселка, баню с прачечной, пожарного депо.

Железнодорожный путь был проведен к Алонке в начале декабря 1978 года, в 1979 году было сдано трехэтажное здание школы. Перед ней - памятник Лазо (скульптор Роберт Дербенцев), отлитый из бронзы на средства студентов кишиневского политехнического института, строителей Алонки.

На фото: памятник Сергею Лазо

Гимном поселка стало для жителей стихотворение офицера Л. Нечипорука, служившего здесь в 1981-1984 годах.

Уходим мы за временем вдогонку,

И с женами прощаемся, как встарь.

На карте было место под Алонку,

С которой начиналась магистраль

Припев: Алонка, Алонка, флаг на мачте вьется,

Сопка соболиная видна.

Алонка, Алонка, стан первопроходцев,

Зеленая таежная страна

На БАМе.

Величественное бело-красное здание вокзала считается одним из самых впечатляющих на восточном участке БАМа. Уникальность сооружению придает размещенная у главного входа скульптурная группа, олицетворяющая дружбу Молдавии и России: две женские фигуры держат светофор, на котором написано «БАМ» и указаны даты - 1975–1984.

На фото: железнодорожный вокзал

Чтобы молдавских первопроходцев на БАМе не забывали, с путевой стороны вокзала пассажиров встречает скульптурная группа из трех строителей с надписью «Алонка - БАМ - Кишинев», а во внутреннем убранстве станции много орнаментов с виноградом и аистами – традиционными молдавскими символами.

На фото: внутри железнодорожного вокзала

Алонка - не единственное наследие Молдавии на БАМе. Вторым подопечным республики стала станция Дугда, которую в шутку тогда называли «Алонка-2».

Владимир Шукиль стал вести в тысячном поселке фотокружок. Сергей Снитко организовал секцию бокса. С первых дней в Алонке строители постановили: «Здоровый быт - хороший труд». Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» были отмечены 56 работников «МолдавстройБАМа». А строители солнечной Молдавии давали свои названия местным объектам культуры и соцкультбыта. Так здесь появились  кинотеатр «Флуераш» и гостиница «Кодру».

Со стороны железнодорожных войск станцию Алонка строила 1-я отдельная железнодорожная бригада:

21 января 1975 на станцию прибыло управление бригады, в\ч 06430 (из Омска СибВО 4 ЖДК);

30 января - 6-й отдельный железнодорожный батальон механизации, в\ч 36273 (ранее работал на станции Ургал БАМа);

3 февраля - 41-й отдельный железнодорожный батальон механизации, в\ч 01741 (из станции Лозовая КВО из 36-й ождбр);

21 марта - 32-й отдельный путевой ж.д. батальон, в\ч 89525 (из станции Стрела Западно-Сибирской железной дороги);

14 апреля сформирована 1778-я военно-почтовая станция, в\ч 35403;

22 апреля - 505-й отдельный технический железнодорожный батальон, в\ч 44913 (из станции Карбышево СибВО);

апрель - сформировано 704-е отделение торговли (военторга);

июль - 102-й отдельный автомобильный батальон, в\ч 92867 (ранее работал на станции Ургал БАМа);

сентябрь 1975 - 1484-й лазарет железнодорожной бригады, в\ч 52630 (с октября 1974 - на станции Ургал, куда прибыл из Комсомольска-на-Амуре).

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также