В Иркутске открыли бронзовые бюсты Николая II и Александры Федоровны
16 сентября 2024
Композицию из бюстов императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, членов последней царской семьи из династии Романовых, теперь можно увидеть во дворе Михаило-Архангельского Харлампиевского храма.
Об исторической фигуре последнего русского царя, его семье и значении памятника для Иркутска журналист газеты «Иркутск» Александра Луканина узнала у настоятеля Михаило-Архангельского Харлампиевского храма протоиерея Евгения Старцева.
— Отец Евгений, насколько актуальна эта тема?
— Сегодня Россия в очередной раз находится на изломе своей истории. Эпоха перемен всегда эпоха бед и напастей. Верующему человеку и всему русскому народу без стремления к святости не пережить это время. Когда мы попрощались с царской эпохой в 1917 году, решили жизнь построить без святых, обнулили святость, отказались от нее. Это произошло, когда народ от обожания своего царя, скажем, в 1914 году, в начале Первой мировой войны, к 1917 году оказался в состоянии полной разрухи, нравственной, духовной. После отречения народа от царя и царя от народа.
Мы хотим рассказать иркутянам о русских святых, чтобы люди помнили и особым образом почитали их, обращали внимание на их удивительную жизнь, духовный подвиг. Николай Александрович и Александра Федоровна жили в трагическое время для России, трагическое и для них самих. Они предложили нам святость в качестве образца для будущей жизни, и дошло это до большинства из нас, верующих людей, спустя более полувека с момента их мученической кончины.
— В чем состоит духовный подвиг Николая Романова?
— Николая II предали его военачальники и ближайшее окружение, которые, возможно, в какой-то мере выражали отношение к нему армии и народа. И он посчитал, что вынужден отречься ради сохранения внутреннего мира в воинственном народе, и не уехал, остался в России, чтобы разделить с народом кровавую участь. Мало того, он и детей оставил с собой — на памятнике их нет, хотя их неразрывная связь с государем важна. Они не просто родственники, они погибли в одном подвале, в одно время, от рук одних и тех же убийц. Черта, которую подвел Господь под историей России, оставила в прошлом цельность русского народа, его стремление к святости, стремление угодить Богу, чтить царя, традицию. Образ царя нам необходим, чтобы вернуться к самим себе, вернуть свой забытый облик. Это часть того прошлого, которое нужно нам для осмысления настоящего.
Русскому народу сейчас как никогда нужна полнота, которая наполняется святыми людьми, героями, жертвенно служащими своему народу, своей стране. Николай Александрович — олицетворение мира, который уже никогда не вернется, он во многом остался не понятым народом, но его поняли наши святые. Святых ведь могут понять только святые люди, нам, грешникам, не понять их никогда. Предав царя, мы разрушили сами себя и все, что досталось нам в наследство. И до сих пор не можем приблизиться к тому нравственному состоянию, в котором были сто лет назад.
— Какие уроки истории и нравственности можно извлечь из жизни и мученической смерти Николая II и Александры Федоровны?
— Они были очень честными, верными людьми, любили друг друга, поддерживали в любых обстоятельствах. Например, Александра Федоровна каждый день писала письма своему мужу. Они понимали, что вокруг них войны, что все это ведет к беде и катастрофе, и все равно оставались очень близки, постоянно держали друг друга в поле зрения и молитвы. Это то, чему стоит у них учиться. Памятник способствует укреплению связей между разными поколениями и формированию исторической памяти. Мы планируем провести цикл бесед, посвященных царской семье, в нашей воскресной школе после открытия, приглашаем всех желающих.
Организатор установки бюстов - иркутянин Михаил Владимирович Арсентьев. Бюст Николая II или то, что от него осталось, был найден в Крыму. Российский скульптор Вячеслав Михаилович Клыков восстановил отколотые вандалами части. Вероятно, оригинал делали с натуры, то есть при жизни Николая II, приблизительно в 1905 году. Автором бюста Александры Федоровны является современный мастер Павел Журавлев. Оба бюста сделаны из бронзы, вес каждого - 100 кг, их отлили в мастерской в Москве, где при жизни работал Вячеслав Клыков.
Перед открытием памятников в храме состоялась Божественная литургия, служение которой возглавили три архиерея - епископ Ситкинский и Аляскинский Алексий, митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан и епископ Братский и Усть-Илимский Константин. Богослужение велось на четырех языках: церковно-славянском, греческом, английском и алеутском, что подчеркивало атмосферу единства народов.
Полный текст здесь. Фото автора
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!