Сергей Юдин про акварель и старый Иркутск
20 декабря 2024
Член Союза художников России, депутат городской думы Сергей Юдин рассказал порталу «Культура38», чем сложна акварельная техника и о вдохновении, которое нельзя внести в рабочий график.
- Вы депутат, основатель, владелец охранного агентства. Почему вдруг стали заниматься живописью?
- Это произошло не «вдруг». По специальности я архитектор. В десятом классе решил, что буду проектировать города, здания из стекла и бетона. Пошёл в Политех на архитектуру. Конкурс был десять человек на место. Поступали самые сильные, каждый был по-своему талантлив. Академическое высшее образование в те времена, когда я учился, было основательным. После четвёртого курса каждый студент мог определиться, в каком направлении будет дальше работать: либо с историческим наследием, либо в сфере промышленного и гражданского строительства, либо в сфере городской среды.
После окончания я распределился в проектный институт, который специализировался на предприятиях целлюлозно-бумажной отрасли. Мне стало интересно, чем проектирование промышленных предприятий отличается, скажем, от гражданских зданий или парков. Могу с гордостью сказать, что в Ташкенте по моему проекту построен административно-бытовой комплекс.
- Какие творческие дисциплины вам преподавали?
- Рисунок, живопись, скульптуру, историю архитектуры и искусства. Нашими учителями были настоящие мастера, впоследствии ставшие народными художниками. Одним из преподавателей был сам Владимир Павлов. Евгений Колодинский преподавал рисунок, основы архитектуры вела профессор Мира Яковлевна Ашихмина, живопись - заслуженный художник России Александр Шипицын. Александр Сергеевич позже дал мне рекомендацию при вступлении в Союз художников. И общались тогда педагоги со студентами на равных, с уважением.
- Творческие дисциплины вызывали у вас сложности?
- Нет, рисовал с детства. Больше увлекался графикой, использовал перо, карандаш, тушь, уголь. И в школе на уроках постоянно в тетрадках рисовал, и сейчас на заседаниях думы что-то черкаю (смеется). Эти вещицы у меня потом разлетаются как горячие пирожки. Друзья, коллеги просят: «Подари!». Вот, например, недавно набросал карандашом на листе Цесовскую набережную. Как ни странно, депутатские обсуждения даже помогают мне в этих набросках, дают какие-то мысли, которые потом выливаются на бумагу.
Накопив приличное портфолио, подумал, что работы у меня неплохие, позвонил директору Иркутского областного художественного музея Наталье Сысоевой: «Знаете, я немного рисую, пишу. Можно мне поучаствовать в выставке?». Она сразу согласилась встретиться. Я принёс в музей пять или шесть работ. Увидев их, Сысоева очень удивилась: «Где вы раньше были? Где прятались всё это время?». И включила в экспозицию сразу две моих картины.
- Почему вы выбрали именно городской пейзаж? Почему не портрет, к примеру?
- Я же архитектор, мне близка городская тематика. Хотя я работаю и на пленэрах, и природу пишу, и натюрморты. А портрет - это самостоятельный жанр. Нужно уметь точно поймать героя, его характер, настроение, мысли, тревоги. Передать всю сложность его натуры. Для этого нужно быть немного психологом. Писать городские сюжеты мне больше по душе.
- Глядя на ваши пейзажи, можно сделать вывод, что вдохновляет вас не современный Иркутск, а немного в стиле ретро, советских времен…
- Современные города мало кто из акварелистов пишет. Современная архитектура не интересна для художника, обезличена: ровные окошечки, балкончики, фонарики. Мало кто захочет с фотографической точностью воссоздать на полотне современные микрорайоны с одинаковыми каменными коробками. Современный город надо додумывать, досказывать, привносить в него загадку. Оттого я и отстаиваю городскую историю, ведь именно историческое, архитектурное наследие ценно. Оно придает Иркутску своеобразие, шарм, живописность. Очередной «Мариотт» не вызовет интереса туристов, а старая деревянная и каменная архитектура притягивает.
- Как у вас возникает желание написать ту или иную улицу?
- Это связано с воспоминаниями детства и юности. А порой просто идёшь и удивляешься, какой красивый дом, какой необычный ракурс перекрёстка или улицы. Однажды утром проходил мимо кафе «Снежинка» на Карла Маркса и буквально остолбенел, подумав: «Надо же, какая у нас красивая улица. Как сочетаются сталинский дом и здание бывшей гостиницы «Националь»». Кажется, что находишься где-то в Европе или в Питере, а ты здесь - в Иркутске. Или увидел какой-то фрагмент фасада и залюбовался.
Вот перекрёсток Сухэ-Батора и Свердлова. Его я зарисовывал с разных ракурсов, сделал десятки набросков. Пытался понять, как вечернее освещение преображает машины, как окрашивает дома. В одном из зданий здесь была «Блинная», я написал этот перекрёсток. Или вот старый трамвай, выезжающий с улицы Горького на Ленина, работа называется «Дом Смагина». Сталинская архитектура, старый трамвай придаёт особую атмосферность этому фрагменту города.
Полный текст интервью Екатерины Санжиевой с Сергеем Юдиным читайте на портале Культура38.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!