19 мая 2022
17:28

Покадровая прогулка с Мариной Свининой

16 декабря 2021

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомимся с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Вынужденное бездействие в году минувшем многих из нас провоцирует на более активную творческую деятельность в настоящий момент. Так, у иркутской фотохудожницы Марины Свининой представлено сразу три экспозиции на разных выставочных площадках.

«Любовь моя — театр» в областной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского. Надо заметить, любовь эта давняя и взаимная. По словам самой фотохудожницы, театр научил её главному – режиссуре. Как и режиссёру, фотографу крайне важно общаться с артистом во время съёмки, чтобы кадр получился максимально живым и говорящим.

Наверное, только профессиональные фотографы знают, что процесс съёмки портретов один из самых непростых. Облегчение в технологии получения снимка никак не отражается на качестве результата (попробуйте найти человека, довольного своим фото в паспорте). Портрет – это не про описание внешности, это про внутреннюю составляющую человека, его суть, характер, если угодно. И добраться порой до этой сути фотографу ох, как нелегко. Некоторые люди бывают ещё теми «устрицами»! Съёмка творческих личностей имеет ряд своих особенностей. Мимического и эмоционального «материала» будет более, чем достаточно, но важно отследить, отсортировать, выбрать и понять, что принадлежит личности, а что является профессиональными наработками.

На выставке «Любовь моя — театр» искусство фотографии стирает границы времени и пространства: оно перемещает всех персон в одно общее подпространство, где царит стихия свободы самовыражения.

Кроме серии портретов, экспозицию составляют кадры из спектаклей. Каждый из них по-особому характеризует представленное театральное действо. Многолетний опыт, перешедший практически на интуитивный уровень, позволяет фотохудожнице из всего действа выбирать только ключевые сцены, наиболее ярко раскрывающие суть происходящего.

Ещё две экспозиции размещены в Институте филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ: портреты российских поэтов от Беллы Ахмадулиной и Евгения Евтушенко до наших современников. И коллекция «Дао» – зимние пейзажи Байкала, Минска, Санкт-Петербурга.

Добавлю несколько слов о портретах: они стали востребованы на выставках как никогда. Наверное, мы просто очень соскучились по открытым лицам (и эмоциям) друг друга. Второй год беспрерывного «маскарада» выявил ценность личностного человеческого общения.

Коллекция «Дао» не раз участвовала в персональных выставках фотохудожницы, но прекрасно может и самостоятельно увлечь зрителя. Беседа чёрного с белым цветов в пейзажах и жанровых сценках раз за разом строится на взаимной гармонии и равновесии. Глаз завораживает ритм линий, пятен, штрихов. Лаконичность композиции и отсутствие суетливой разноцветности даёт возможность в полной мере насладиться красотой и наполненностью фотографий.

Совершить прогулку от кадра к кадру, полюбоваться, поразмышлять, поспорить. Зритель и творец – это нерушимый симбиоз, который неподвластен бытовым трудностям.

                                        Мария Моженкова, искусствовед

Читайте также