Общество "Знание": возрождение?

Оглашая послание Федеральному собранию, Владимир Путин призвал реорганизовать работу общества «Знание», перезапустить ее в онлайн, тем самым трансформировав в высокотехнологичную просветительскую платформу. 
Процесс реорганизации запущен. Новым руководителем общества станет Максим Древаль, победитель конкурса «Лидеры России. Политика», основатель образовательных платформ «Фоксфорд» и «Нетология-групп».
С 20 по 22 мая общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новое знание». Помимо онлайн сессий, офлайн мероприятия пройдут в 8 городах. Основная цель марафона – познакомить участников с успешными деятелями науки, культуры, искусства, госуправления, бизнеса и спорта. Обновленное «Знание» представит одно из приоритетных направлений работы просветительской платформы – знакомить молодых людей с историями успеха. Двумя другими приоритетами деятельности общества станут: просветительская работа с исторической правдой и выступления визионеров, способных рассказать о будущем, технологиях, предвидеть развитие той или иной отрасли.

По просьбе "Экспертного клуба" мы обратились к иркутским ученым, общественникам и журналистам с вопросом, что они думают о новом перезапуске общества «Знание».

Дмитрий Козлов, кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета: 

Я за любую движуху, если говорит о таком глобальном проекте, как возрождение общества «Знание». Тем более, что до этого были сигналы,  которые ограничивают просветительскую деятельность, или различные сложности, которые могут возникнуть с ее лицензированием на местах. Многие эксперты интерпретировали это как наступление на источники  просвещения.

Здесь же мы видим другой сигнал. Конечно, есть разговоры, что это бОльшая роль государства, но у нас такое общество, что многое инициируется государством, но я уверен, что плохих результатов едва ли будет. Знание выступает здесь как синоним просвещения – я обеими руками «за».

Конечно, те, кто проводит параллели с советским периодом, говорят о том, что могут возникнуть сложности. Ведь там основной задачей было распространение коммунистической идеологии. Но тогда само общество было вмонтировано в государство, это была массовая организация, были лекторы, системы народных университетов, другие разнообразные формы. Однако для многих это был и дополнительный заработок. Лекторы хорошо оплачивались, важна была мотивация, хорошим лекторам платили больше, чем скучным. 30% уходило на «шефскую помощь». Да, была формализация.

Но нельзя не вспомнить и специфику распространения знаний. Была такая форма для продвинутых политинформаторов на уровне обкома КПСС, ВЛКСМ – «Атлас». Он издавался ДСП (для служебного пользования, это знание не для всех, знание для избранных). Например, был феномен кризиса «Солидарности» в Польше. Была информация из газет, а на уровне «Атласа» мы узнавали о кризисе, возникновение профсоюзного движения, критических явлениях как коррупция в практике ПОРП (Польская рабочая объединенная партия). Такие новости нельзя было публично пересказывать, но это был бэграунд. Мы могли взглянуть на кризис с разных точек зрения.

Не знаю, насколько это будет распространено на уровне российского общества. Но едва ли будет продвигаться идеология, даже если заявлено, что основная «мишень» - молодежь. Пропаганда историй успеха, развития общественной сферы, личностный аспект. Другое – это распространение форматов с футурологией, видение будущего. Это важный момент. Одна из проблем современной России – отсутствие разговоров о будущем, что нас ждет через 5, 10, 50 лет. Раньше все было понятно, но и все равно прогноз не оправдался. Здесь будут предлагаться разные проекты, и это будет интересная дискуссия, куда развивается Россия. Поэтому без споров и разных мнений не обойтись. 

Алексей Петров, историк, журналист: 

Сама идея несения знаний в массы не может не стать привлекательной. Как бы мы не относились к этому в СССР, но лекторы все равно были разные, и говорили они вроде как одно и тоже об идеологии, но каждый со своей колокольни, что значительно расширяло интеллектуальный уровень жителя маленького города или, например, сельской территории.

Если "Знание" будет совершать такие же поездки с темами краеведения, истории родного края, то я только "за". Несмотря на то, что мы много говорим о региональной истории, у нас до сих пор нет учебника по истории Иркутской области, и большинство жителей из 2.5 миллионов никакой своей истории не знает.

Также сейчас расширились возможности, когда лекции можно вести в формате онлайн. И пандемия нас научила этому, и вообще в последнее время много мероприятий проводится, когда лекторами и эксперами становятся люди, находящиеся за тысячи километров. Это разные точки зрения на какие-то общественные процессы, или, например, когда по одной теме выступает федеральный и региональный эксперты.

Темы личностного роста, карьеры - это хорошие темы в наше время. Лучше слушать кейсы о том, как стать успешными, чем ту риторику, которую мы часто слышам на федеральных телеканалах и ток-шоу. Да, мир становится индивиудальным, но есть темы, которые могут объединять. Темы морали, человеческих отношений, ценностных ориентаций, любви к малой родины, каким-то историческим персонажам. Пусть этого будет больше. А если из этого кто-то попытается сделать политическую игрушку, то слушатели это быстро "раскусят", и благодаря соцсетям расскажут всю правду, что мы часто наблюдаем в последнее время о любом действии vip-персон любого уровня. 

Сергей Язев, доктор физико-математических наук, профессор, директор астрономической обсерватории ИГУ: 

С обществом "Знание" я в давние советские времена тесно сотрудничал, как и моя мама. Считаю восстановление общества делом в принципе полезным, но есть множество оговорок. 

Старый, еще советский алгоритм работы общества "Знание" сейчас, по-моему, неприемлем. Как было раньше? Завод радиоприемников, например, обращался в общество "Знание" с просьбой прислать лектора, рассказать о международном положении (как это тогда называлось), или о космонавтике, или об "Олимпиаде-80". Лектор с путевкой общества приходил на завод в согласованное время и читал лекцию. Завод ставил печать на корешок путевки, корешок сдавался в бухгалтерию общества. По путевке завод перечислял обществу 12 рублей, из которых часть (не помню какая) шла обществу, а часть выплачивалась лектору.

Сейчас речь идет об онлайн-технологиях, но совершенно непонятно, кто может выступить заказчиком таких лекций, очевидно (почти очевидно), что фирмы и компании не будут заказывать лекторов за деньги фирмы для своего персонала, за редким исключением. Значит, всё будет организовано как-то по-другому (если будет), и весь вопрос - как. 

Есть ли реальная потребность в такой деятельности? Если что, youtube полон самых разнообразных лекций на любые темы, даже моих лекций там висит не меньше десятка, все они доступны бесплатно. Будет ли кто-то (государство, например) поддерживать такую деятельность - мне пока совсем непонятно. От этого будет зависеть жизнеспособность проекта. 

Вероятность того, что ничего не получится и может сдуться, представляется мне довольно высокой. Замечу, что это уже не первая попытка реанимировать общество "Знание", и предыдущие усилия оказались тщетными.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

17.05.2021


Новости партнеров