Оксана Цепилова: Питчинг Кинокласса как отражение главных детских вопросов

Оксана Цепилова
Оксана Цепилова
18 апреля 2023

В Иркутске состоялся второй детский питчинг кинопроектов, в котором приняли участие ученики уникального Кинокласса. На питчинге были представлены детские киноработы в самых разных жанрах, от социальной рекламы до мультфильмов и кино.

кинокласс

Напомню, что Кинокласс был создан ГайдайЦентром в 2021 году на средства Губернского собрания общественности, а также средства Президентского Фонда Культурных Инициатив. За два года в нем прошли обучение 36 школьников в возрасте от 13 до 16 лет. И для многих ребят два года обучения стали временем настоящих открытий и возможностью погружения в кинопрофессии. 

Кинокласс «ГайдайЦентра» подвел итоги второго года работы

Кто-то открыл в себе талант оператора, кто-то лучше освоился в роли режиссера и сценариста. И пусть не все из ребят в дельнейшем свяжут свою жизнь с кино или видеопроизводством, куда важнее, что они научились здесь генерировать идеи, искать для них форму и единомышленников, упаковывать и представлять. С такими навыками в дальнейшем, в любой сфере деятельности успех - это дело техники.

Мне посчастливилось поработать с учениками из Кинокласса в нескольких ипостасях. Я приходила к ним как лектор, рассказывала о своем опыте, показывала фильмы, откровенно говорила о своих неудачах и о том, как эти неудачи преодолевались. Рассказывала и о работе сценариста, об инструментах, которые позволяют проверять сценарии. 

За неделю до итогового питчинга вместе с куратором Кинокласса Иваном Баранчук мы проводили тренинг, на котором разбирали все презентации и работы участников, придирчиво, критично, как со взрослыми. И как же я была рада в день питчинга, когда в качестве одного из членов жюри наблюдала, как за эту неделю изменились проекты. Какое же упорство проявили ребята, пытаясь довести до совершенства уже практически готовые фильмы и ролики!

В целом, проделанная учениками Кинокласса работа - прелюбопытнейший материал для аналитики. Ведь каждый фильм - это отражение тех вопросов, которые волнуют детей, задевают их и заставляют искать ответы.

Сразу несколько участников взялись за очень сложный жанр документального кино. И надо сказать, авторы нашли потрясающих героев. Таких героев хоть сейчас можно брать в разработку и начинать снимать серьезный, взрослый док. 

Темы, затрагиваемые в этих картинах, тоже совершенно не детские: в фильме «Блогер» автор Алёна Стракович задается вопросом, может ли священник говорить с людьми не только в церкви, но и в социальных сетях, и насколько блогерство соотносится со служением? Фильм «Вторая жизнь» Эвелены Шибаевой говорит о преодолении, режиссер пытается донести идею ценности каждой жизни. Эвелена мастерски рассказывает историю мальчика, ставшего инвалидом после аварии, о подвиге его мамы, которая делает все, чтобы у сына была полноценная жизнь. 

Еще одни юные документалисты - Настя Батура и Настя Шмидт - в своей работе под названием «Не закрывай за собой» попытались обратить внимание зрителя на настоящую жизнь, которую мы разучились замечать из-за захватившей нас суеты современного мира. Противопоставляют они этому быстро меняющемуся миру 90-летнего иркутского художника, который в своем почтенном возрасте продолжает подмечать прекрасное в самых простых вещах.

Актуальны для детей и темы экологии. Сразу два режиссера задаются вопросом: что же каждый из нас оставит миру завтра? И тут же авторы Ксения Григорьева и Андрей Рогачев предлагают решение, формулируя мысль о том, что только вместе мы можем изменить наше будущее.

Но, пожалуй, самой значимой линией в представленных работах стала тема отношений с родителями. Поражает насколько смело ребята высказываются об этом! Ролики, обращающиеся к этой проблеме, жюри смотрело буквально со слезами на глазах. Определенно, нужно иметь большую смелость, чтобы говорить об этом вслух, да еще и на глазах у большой аудитории.

Ролик «Ложечку за маму» Вероники Конык поднимает супер-актуальную на сегодняшний день проблему расстройства пищевого поведения. Ее героиня, которую с детства заставляли доедать все, что находится на тарелке, становясь старше, теряет контроль над собой. 

Небольшой музыкальный клип или сниппет, созданный Александрой Матреницкой и Вероникой Самбаровой, рассказывает о том, чем могут закончиться завышенные ожидания родителей. 

Еще один клип «Кассета», созданный при помощи анимации и очень изобретательных средств монтажа, говорит о не менее актуальной для молодых людей проблеме эскапизма или избегания реальности, протягивая ниточку между сном и настоящим миром. 

Софья Запруто рассказала историю о самой себе. Ее ролик «Четвертый лишний» обращается ко всем родителям и показывает, как неуютно бывает ребенку в ситуации, когда в семье появляется малыш и внимания к другим детям становится меньше.

Отмечу еще несколько работ, которые по-хорошему «взорвали» питчинг. Комедийная короткометражка «Домофо#» от Полины Ржепка заставила смеяться весь зал. Фильм снят на камеру домофона и рассказывает о нескольких курьезных ситуациях, случившихся с героями. Удивительно, как Полина смогла придумать по-настоящему смешные гэги, ведь всем известно, что комедия - один и самых серьёзных и сложных жанров кино.

А еще в конкурсной программе были представлены два мультфильма. Ксения Беляк и Ангелина Ковальчук в своей работе «Мелодия Счастья» ищут волшебство в серых буднях, меняя настроение своих героев через звуки музыки. Мария Чемезова порадовала зал пластилиновым мультиком «Вредная лиса» о приключениях настоящий лисы и ее друзей из популярного видео-канала. В своей работе Маша использовала реальные сюжеты из жизни лисы, а также звуки из видео с рыжей героиней.

Всеми участниками была проделана колоссальная работа. И все заявленные темы были достойны победы. После непростого совещания жюри, Гран-при этого года был присужден Диане Бабенцевой, за особый взгляд и смелость. Диана создала социальный ролик «Я = Мама + Папа», в котором предельно откровенно рассказала о поисках отца и чувствах ребенка, который не может достучаться до родителя.

Какие-то работы очень скоро начнут жить в социальных сетях, собирать свои просмотры и поклонников. Но я уверена, что почти каждая из них может стать прекрасным контентом для представления и обсуждения в школах. Юных авторов можно и нужно приглашать на встречи. Для этого можно обратиться в ГайдайЦентр, к куратору Кинокласса, продюсеру Ивану Баранчуку. Ведь контент создается ради зрителя и любая помощь в том, чтобы эта встреча произошла - неоценима.

Автор: Оксана Цепилова, телеграм-канал Кинокружок У Оксаны

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также