В Иркутске подготовили к изданию Атлас культурных ландшафтов Восточной Сибири

19 января 2024

Макет Атласа культурных ландшафтов Восточной Сибири, посвящённый истории Сибирского тракта, подготовили студенты Иркутского политеха.

экспедиция

В первый том Атласа вошли фотографии, карты, краеведческие и градостроительные сведения, полученные в ходе летней и осенних экспедиций по притрактовым поселениям Иркутской области.

Сибирский (Московско-Сибирский) тракт и его продолжение Кругоморский (Кругобайкальский) тракт - это старинный сухопутный маршрут, соединивший европейский и восточную части России, а также доходящий до границ с Китаем. Участок пути из Сибири в Москву называют Московским трактом. Его часть по Иркутской области исследовали студенты ИРНИТУ при поддержке регионального отделения Русского географического общества, Сбербанка и группы компаний «Палп-Норд». Руководитель проекта - заведующая кафедрой архитектуры и градостроительства Иркутского политеха, доцент Евгения Пуляевская.

Экспедиция прошла по маршруту Тельма – Тайтурка – Михайловка (Половинная) – Черемхово – Залари – Зима – Кимильтей. Второй маршрут экспедиции прошел через Слюдянский район Иркутской области и Тункинский район Бурятии.

Результатом работы стал иллюстративный печатный альбом, куда вошла схема маршрута с привязкой достопримечательных мест на Сибирском тракте. Издание познакомит со старинными и современными картами, составленными студентами.

Студенты фотографировали памятные места и достопримечательности, делали съёмку местности с видовых точек и строили новые карты. Так. Дарья Дисманович исследовала и нанесла на карты знаковые объекты, включая верстовые столбы, Церковь Вознесения Господня в Мальте и Храм Казанской иконы Божьей матери в Тельме.     

Мария Рузанова побывала в Култуке, деревню Быстрая, селах Тибельти и Тунка. Она напомнила, что через Тункинскую долину проходили первые сухопутные пути на Восток, ответвление Кругоморского тракта, позднее сомкнувшееся с КБЖД в Култуке: «Мы увидели фрагменты первых дорог, пролегавших в старину по Тункинской долине. Один из интересных объектов - мост через реку Быстрая. В советское время его реконструировали, но часть деревянного настила сохранилась. В будущем мне, как градостроителю, предстоит отражать исторический потенциал территорий в документах территориального планирования. Поэтому исследование по Сибирскому тракту было полезным в профессиональном плане».

В рамках проекта студенты установили верстовой столб на станции имени Муравьева-Амурского с активистами из Южного Прибайкалья и администрации города Слюдянка.

Евгения Пуляевская отметила, что Атлас существует в единственном экземпляре, а макет передан в Русское географическое общество: «Пилотный экземпляр будет представлен на обсуждение профессиональному сообществу и муниципалитетам с целью получения предложений для его дальнейшего наполнения информацией. Сохранившиеся фрагменты тракта следует непременно внести в перечень объектов культурного наследия».

Исследователи продолжат работу в 2024 году. 

Фото из личного архива Евгении и Павла Пуляевских.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также