19 мая 2022
16:54

Среда Петрова №12 (156)

19 мая 2021

В мае 1925 года на сцене Иркутского театра прошли гастроли Московского академического государственного Малого театра, старейшего театра страны. Москвичи привезли семь спектаклей, получили семь аншлагов, поскольку это были первые большие гастроли московских артистов в советском Иркутске.

Столичные артисты приехали с хорошим репертуаром и сильной труппой. Особое внимание, конечно, было к приме Вере Пашенной, которая сменила Марию Николаевну Ермолову. Тридцать лет она играла на сцене Малого театра (1907-1937) и заслужила почетное звание народной артистки СССР. Актер и режиссер Михаил Царев писал, что «Пашенная была рождена в искусстве не для «звуков сладких», а для «битв». В этом зерно её дарования. Она - художник-борец, глубоко верящий в могучую воспитательную силу театра, неутомимо и страстно защищающий всем своим творчеством правду жизни».

Вера Николаевна выходила на сцену каждый день. 12 мая, в первый день гастролей, после пьесы «Цена жизни» самого Владимира Немировича-Данченко ее трижды вызывали на «бис». Вместе с ней на сцене тогда блистал Михаил Нароков, который прослужит сцене 43 года. В третьем отделении зрители даже всплакнули, о чем не могла не написать тогда «Власть труда», а через два года о нем напишет передовицу сам министр просвещения Анатолий Луначарский.

Роль кокетливой барыни в том же спектакле сыграла Евдокия Турчанинова. Она прожила богатую на события жизнь, 93 года. Семьдесят шесть ролей в театре, в 1943 году стала народной артисткой СССР. Турчанинова – мастер слова, и всех своих героинь характеризовала через своеобразное произношение, ритм и темп речи. Поэтому ее роль кокетливой барыни Клавдии Тимофеевны надолго запомнилась иркутянам.

Еще одну бесподобную старуху играла Мария Русецкая, актриса, о которой почти ничего неизвестно. Так бывает. Актер на сцене долгие годы, а потом о нем нет ни слова на театральных сайтах и в памяти следующих поколений.

Кстати, игру тогда молодого 25-летнего Владимира Савельева иркутская публика встретила прохладно. Кто бы знал, что лучшие роли у него еще впереди, а удача под названием Гитлер (да-да, роль в фильме «Падение Берлина») принесет ему и звание заслуженного артиста РСФСР, и Сталинскую премию первой степени.

Нельзя не выделить Виктора Ольховского, которого называли актером яркого темперамента и одновременно большой психологической глубины. Он с большим успехом выступал в пьесах современных драматургов, умея показать точные бытовые детали, присущие именно его персонажам.

15 мая играли «Лес» А. Н. Островского, 16 мая – «За океаном» Якова Гордина. И опять Пашенная и Нароков на сцене. Пресса писала, что стоимость билетов была все-таки дороговата, и «не мешало бы дать хоть один спектакль для рабочих по вполне доступным для них ценам».

17 мая в театре играли «Чародейку», одна из самых знаменитых театральных трагедия Ипполита Шпажинского, в репертуаре с 1915 года. О драматурге написали коротко, но ёмко: «без новаторских устремлений, Шпажинский дал театральной русской публике что мог, и получил от неё что заслужил: быстрый успех и быстрое забвение».

18 мая. Вторая постановка Островского «Правда хорошо, а счастье – лучше». В истории советского телевещания она известна как первый театральный спектакль, переданный не в «живой» трансляции, а в записи на плёнку. Вечером 31 декабря 1951 года это спектакль Малого театра (конечно, на сцене были другие актеры) транслировали по центральному телевидению. Тогда его посмотрело более 22 млн человек. А в Иркутске – традиционный аншлаг.

18 мая – «Мадам Сан-Жем» с участием Веры Пашенной прошел на «ура». Игра актрисы была настолько хороша, что публика ее не хотела отпускать.

Вечерний спектакль 19 мая «Анна Кристи» Юджина О'Нила традиционно собрал полный зал. Пьеса не замысловатая, но достаточно сценичная. Да и сюжет как раз для двадцатых. Дело происходит на море. Отец ожидает свою дочь после 15-летней разлуки. Она – проститутка, но скрывает это. Отец спасает трех матросов одного затонувшего парохода, и один из них влюбляется в Анну и даже собирается на ней жениться. Анна отказывается и открывает свое прошлое. Разыгрывается драма. Он собирается убить Анну, но прощает ее и вместе с отцом теперь уже бывшей возлюбленной уходит в длительное плавание. Вера Пашенная блистательно играет главную героиню. Публика в восторге. И так каждый день.

20 мая – спектакль «Волчьи души» по Джеку Лондону стал бенефисом Веры Пашенной. Роман «Кража» - лучшая драма Лондона, история, которая объединила и любовные отношения и спекуляцию политическими интересами, предательство и мужественные поступки. Сам автор говорил, что написал «довольно хорошую пьесу». Однако нью-йоркские театральные агентства, которым драматург предложил свое произведение, от него отказались. И почти сразу книга была переведена на русский язык, а Иркутск стал одним из первых городов, где ее показали зрителю.

21 мая – последний день гастролей. «Сердце не камень». Все истории Александра Островского созвучны любому времени. Малый театр играл пьесу и в 1925 году, и в 2015-м, когда она была удостоена пяти «Золотых дипломов» международного театрального форума «Золотой Витязь».

Иркутск продолжает оставаться театральным городом. Недавно в городе появилось новое здание для частного театра «Новая драма». Это инициатива руководителей компании «СтройПроектСервис» Алексея и Татьяны Герьятович. Они не просто восстановили историческое здание, но и отдали сцену молодому театральному сообществу. А в эти дни в Иркутске идет еще один большой театральный проект от компании «Полюс золото».

Почему я об этом говорю? Все просто. Через некоторое время это станет историей, а значит может смело претендовать на то, чтобы попасть в «Среду Петрова».

                                        Алексей Петров, историк

На фото: Вера Пашенная, афиша иркутского театра, 1925.

Читайте также