Александр Медведев: Моё телевизионное «детство»

19 июня 2024

Александр пришел на телевидение 1 июля 1985 года.

тв

Коллектив был, по большей части, женским и поразил меня огромным количеством курящих дам. Это сейчас я понимаю, что для творческих работников это типа норма, а тогда был неприятно удивлён. И ещё один фактик удивлял меня, хоть я и наблюдал это со стороны: было принято в глаза лишь хвалить коллег. И если одна дама-режиссёр вдруг вслух говорила другой: «Ты знаешь, мне в твоей программе вот чуть-чуть это не понра...» Всё! Достаточно. Критикующая – уже враг, назавтра с ней перестают здороваться, а лучше – уже сегодня вечером. Вот такие были нравы. Хотя теперь я понимаю, что любой творческий коллектив – «серпентарий», и это, в общем-то, «нормально».

В Иркутской области тогда существовало только одно телевидение, называлось оно «Комитет по телевидению и радиовещанию иркутского облисполкома» и было подразделением Гостелерадио СССР. Председателем комитета был Виктор Петрович Комаров, а его замом – Георгий Данилович Люстрицкий. 

Операторская группа состояла всего из десяти человек, сейчас даже смешно подумать, что в области было всего десять телеоператоров. К тому времени у меня уже было высшее образование, что немало удивило отдел кадров: зачем человек идёт на невысокую зарплату ассистента оператора, если он может получать другие деньги, работая по специальности? Но мне хотелось хобби перевести в профессию, чтобы ходить на работу с удовольствием. И вот уже 28-й год так и происходит.

А хобби – это фотография. К 1985-му году я занимался ею уже восемь лет. В те годы, кстати, многие телеоператоры были фотографами. Однако лет двадцать спустя я стал наблюдать удивляющие меня случаи, когда операторы начинали увлекаться фотографией. Всё перевернулось. Телеоператорская группа условно состояла из двух частей. 

Первая – это опытные операторы, некоторые к тому моменту уже имели телевизионный стаж в 15–17 лет, и молодёжь, которая стремительно сменялась по различным причинам. Опытным костяком группы были главный оператор Алексей Николаевич Бодров, Юрий Андрещук, Сергей Васильев, Миша Бялоус – я много интересного почерпнул, наблюдая за его работой, Сергей Яковлев делился со мной профессиональными хитростями на вечерних дежурствах, а ныне покойный Паша Поляков был ещё и наидушевнейшим человеком. Молодые же приходили – уходили: кто – сам, кого увольняли за пьянки. Первый же крепкий «залёт» или привод в вытрезвитель перечёркивал всю работу, назавтра ты был уже уволен – комитет в те годы был идеологической организацией, а идеология в СССР была всем.

Неопытный оператор обязательно работал в команде с опытным, а то и с двумя, если снимали в большом павильоне. Техника тогда – не то, что сейчас, и новичок не имел просто даже технической возможности уехать на съёмку один. Были съёмки на телецентре в малом павильоне (90 квадратных метров, две павильонные камеры), либо в большом (300 квадратных метров, три камеры), либо выездная съёмка на ПТС (передвижная телевизионная студия). На ПТС обычно работали только опытные операторы. 

И вот, снимая, ты всё время был под присмотром: монитор у режиссёра, у техников, монитор в павильоне, подсмотр картинки в мониторе на камере ведущего оператора. За тобой постоянно приглядывали и, если надо, поправляли. Так и происходила учёба – кроме теоретической части, опытный оператор мог просто подойти и, взяв руку, которой ты держал камеру, подправить композицию кадра, сказав: «Вот так лучше!». Да и режиссёр с техниками подсказывали в наушники по связи, если что не так. Работая в таком режиме каждый день, новичок быстро понимал, «что ловить, куда бежать» – и уже через год ему начинали доверять.

А работа была разнообразной, начиная от простой с виду выдачи в эфир дикторов, заставок с тяжеленных пюпитров (компьютерной графики тогда не было, заставки рисовали художники), в павильоне снимали различные интервью, выезжали на съёмки художественных программ, спектакли записывали в павильоне и в театрах на ПТС, писали трансляции футбола–хоккея и, как апофеоз, – прямые трансляции праздничных демонстраций 1 мая и 7 ноября.

И это далеко не всё! Где ещё увидишь столько замечательных людей? Мы снимали десятки художественных коллективов, множество интересных людей, известных артистов. Помню интервью с Анне Вески, встречу с актрисой Верой Васильевой, съёмку Андрея Миронова (и как, ожидая его, для разминки, виртуозно играли джаз Левон Оганезов с контрабасистом и барабанщиком! Больше часа импровизированного концерта в нашем павильоне!), съёмки группы «Ариэль», запись концерта начинающего Михаила Евдокимова. До сих пор стоит в глазах картина забитого людьми телецентра, где помощницы режиссёра меняют в павильоне песенно-танцевальные коллективы, состоящие из десятков людей, Михаил Бялоус в жаре осветительных приборов еле успевает перенастраивать свет – а в коридоре, вестибюле, гостевой комнате, на площадках лестницы, в каждом углу распеваются и пляшут свыше двадцати таких же коллективов, ожидая своей очереди!

Как-то по работе (2013 год) был в здании телецентра – меня шокировала его пустота. На всё двухэтажное здание – три человека. Грустные перемены...

Комитет по телевидению представлял из себя большую организацию, построенную по общепринятой профессиональной, обкатанной во всём мире схеме, складывающейся из павильонов, операторов, осветителей, режиссёров, звукорежиссёров, техников, журналистов, редакторов, художников, постановщиков декораций, ПТС, водителей и ещё многих нужных и важных служб. В то время на иркутском телевидении было всего три диктора, три на всю область: Анатолий Лобзинов, Нина Александрова, Лилия Шарыпова. Тогда к подбору кадров, тем более тех, кто в эфире, подходили строго, поэтому дикторы были людьми с уникальными голосами, отлично знающими русский язык, профессионалами высшей пробы.

Время шло, и старшие часто приговаривали: «Давай, давай, скоро в Москву поедешь!» Дело в том, что в Гостелерадио существовала чётко отстроенная система повышения квалификации множества телевизионных профессий. В Институт повышения квалификации (ВИПК работников ТВ и РВ) ездили бухгалтеры, техники, журналисты, операторы – кто на месяц, кто на два, операторы – на три. И тут «выстрелило» моё образование – ВИПК в 1988 году открыл факультет переподготовки и стал набирать операторов с высшим образованием на годичный курс. Меня направили учиться. 

25 августа 1988 года я прилетел в Москву. Среднюю зарплату бухгалтерия присылала мне переводом, 40 рублей стипендии платил институт, поэтому с финансами проблем не было. Учились на Шаболовке, работали в Останкино – работа считалась практическими занятиями.

Кого и где мы только не снимали! Василия Михайловича Пескова для передачи «В мире животных», профессора Капицу в «Очевидное – невероятное», передачи «Музыкальный киоск», «Шире круг», телеспектакль «Трое на красном ковре» с Куравлёвым и Самойловым, Амаяка Акопяна и Юрия Николаева для «Утренней почты» и начинающую Машу Распутину туда же. Я участвовал в работе на модных тогда телемостах с заграницей, работал в Концертном зале Чайковского и в обоих залах Консерватории.

Конечно, прямые трансляции великолепного хоккея и, на зависть нынешнему, сильного тогда футбола. С гордостью рассказываю молодым коллегам, что знаком с чудесным ощущением: включают твою камеру – и твой кадр в прямом эфире видит весь Советский Союз!

Закончив учёбу, летом 1989 года вернулся в Иркутск. Конечно, после «чокнутой» Москвы наша работа кажется болотом, но так всегда, когда прилетаешь оттуда... А дальше я начал ощущать, что мои образования как-то никому не нужны. То ли руководство дожидалось очередной переаттестации, то ли... Не знаю, но я так и работал со своей ассистентской категорией, даже не с третьей операторской. И «осадочек остался»...

Жизнь не бывает одноцветной, работа на ТВ также была разной, не без минусов. Пили операторы, постановщики (именно здесь я впервые увидел, как человек выливает в себя, раскрутив, бутылку водки разом – что называется, «винтом»), пили, как мне казалось, от несоответствия огромного знания реальной жизни и той парадности, что создавалась нами на экране. Люди постоянно ныли про маленькие зарплаты (но никто никуда не уходил), которые и на самом деле были небольшими.

Моя работа на иркутском ТВ совпала с непростыми годами в развитии страны: перестройка, новые веяния. Помню, как В. П. Комаров встал на «летучке» и сказал, что нам разрешили показ стихийных бедствий и катастроф. Руководитель обкома КПСС, входя в павильон, стал здороваться со всеми за руку, а раньше – по рассказам старших – они вели себя, как капризные короли. Общий экономический упадок, исчезновение товаров с полок магазинов – помню, как вёз хозяйственное мыло из маминых запасов в Москву(!), возвращаясь самолётом с новогодних каникул на учёбу. Хотя в это же время я прочитал Булгакова, «Сказку о тройке» Стругацких. 

И, несмотря ни на что, работу на иркутском ТВ я вспоминаю с теплотой и благодарностью. Меня окружали хорошие люди, которые дали мне много полезного в профессиональном плане. В конце 1989 года я узнал, что в Ангарске открылось маленькое новое кабельное телевидение. Съездил, познакомился – и в начале 1990 года ушёл туда работать. А в это время на областное ТВ как-то разом пришла группа молодых журналистов: Андрей Фомин, Сергей Коптилов, Сергей Филипчук. Именно им предстояло вершить новые дела. На иркутском телевидении начиналась новая эпоха...

Иркутские кулуары

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также