Чёрно-белые «новеллы» от Анастасии Гуровой

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомимся с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Вместо эпиграфа вспомнился анекдот: К раввину пришли два еврея с просьбой рассудить их спор. «Скажи, ребе, чёрный – это цвет?» Поразмыслив, раввин отвечает: «Да, чёрный это цвет». «Тогда скажи ещё, ребе, а белый – это цвет?» После длительного размышления раввин разъясняет: «Да, белый – это тоже цвет». После этого один из пришедших говорит другому: «Вот видишь, Яша, я таки цветной телевизор тебе продал!»

Кому-то из творцов не хватает и семи цветов основного спектра, чтобы выразить всё, что ему хочется, другие наоборот обладают редким талантом сказать многое скромными выразительными средствами. В распоряжении омского графика Анастасии Гуровой всего два материала: карандаш и бумага. И всего два цвета (чёрный и белый), чтобы творить свои вселенные. Зато диапазон оттенков между ними поистине безграничен.

На персональной выставке «свеТТень», открывшейся в середине августа в Галерее сибирского искусства, Анастасия представила около 50 произведений оригинальной графики и декоративно-прикладного искусства.

Первое, что может наблюдать зритель в экспозиции зала – серийность тем. В каждом цикле работ идёт поступательная разработка образов, мотивов, сюжетов. Процесс создания произведений в мастерской (а Анастасия в этом плане полностью студийный художник) позволяет не только передать впечатления от реальности, но и осмыслить создаваемые моменты, «очистить» их от повседневности и возвести в ранг определённых символов.

Ещё один примечательный момент – полное отсутствие людей в изображаемом пространстве. Есть такое понятие как «стаффаж» (фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение, - прим. авт.) когда, по сути, через некое одушевлённое существо зрителю гораздо легче позиционировать себя в произведении искусства. Анастасия полностью отказывается от введения в контекст изображения кого бы то ни было. Таким образом, давая своему потенциальному зрителю, во-первых, полную свободу прочтения сюжета, без заданной точки; во-вторых, отсутствие ориентиров для пропорций и масштабирования и в-третьих, как ни странно, для ощущения отсутствия правдоподобности визуализации.

И ещё немного о цвете. Удивительный феномен графических листов Анастасии Гуровой – в её произведениях работают не только все выразительные средства графики (штрих, линия, пятно), но и не заполненные пространства белой бумаги. Это тот самый случай, когда пустота тоже наполнена смыслом, включена в общий контекст и играет отведённую ей роль. По аналогии с речью. Вы можете эмоционально и выразительно о чём-то рассказывать. А можете и многозначительно промолчать…

                                              Мария Моженкова, искусствовед

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

19.08.2021


Новости партнеров