Никита Бичурин в Иркутске

20 сентября 2024

Материал опубликован в информационном бюллетене «Многонациональное Приангарье: дороги дружбы» фонда «Новый Альянс» реализуются при поддержке конкурса социальных проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области».

бичурин

Никита Яковлевич Бичурин родился 29 августа 1877 года в селе Акулево Казанской губернии (ныне деревня Типнеры Чебоксарского района Чувашии) в семье диакона Иакова Данилова, иерея Воскресенской церкви села Бичурина (Пичурина) Свияжского уезда. От названия села Бичурин позднее и получил фамилию. Из-за болезни отца был временно определен на священнический доход, обучался в школе нотного пения в Свияжском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре.

В 1787 году поступил в Казанскую духовную семинарию, числился в писке лучших учеников. В 1799 году, окончив семинарию, которая к тому времени стала уже духовной академией, был оставлен учителем информатории (подготовительного класса). Преподавал грамматику и риторику.

18 июля 1800 года принял постриг с именем Иакинф, через четыре дня был рукоположен в диакона, а 25 августа 1801 года – во иерея. Вскоре ему было поручено управление Казанским во имя святого Иоанна Предтечи монастырем.

26 мая 1802 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иркутского во имя Вознесения Господня монастыря, ректором Иркутской духовной семинарии, членом духовной консистории.

4 августа 1802 года Бичурин приехал в Иркутск. Так начался сибирский период его биографии. Это самый спорный период.

С одной стороны, под его контролем в Вознесенском монастыре началось строительство новых административных и хозяйственных помещений. Он учредил богословский класс, ввел в учебные планы преподавание светских дисциплин (географии, истории, немецкого и французского языков), начал подготовку семинаристов к миссионерской деятельности. Но тогда же ужесточил дисциплинарные требования в монастыре и даже был уличен в нарушении монастырского устава (его обвинили в греховной связи с женщиной). Семинаристы в феврале 1803 года восстали против архимандрита, «впавшего в соблазн», началось следствие, продолжавшееся три года, на его время иркутский епископ Вениамин (Багрянский) отстранил Бичурина от всех должностей, а потом его сослали в Тобольск.

Но есть и иная версия. Владимир Тарасов атрибутировал портреты большинства представителей иркутского духовенства на картине «Перенесение мощей святителя Иннокентия» начала XIX века и обнаружил на ней по наличию митры, головного убора епископов и архимандритов, епископа Иркутского и Нерчинского Вениамина (Багрянского) и архимандрита Иркутского Вознесенского монастыря Иакинфа (Бичурина). Следовательно, отрешение от должностей состоялось только после указа Синода 29 января 1806 года.

Бичурина поддерживал гражданский губернатор Николай Трескин. К местам, связанным в Иркутске с деятельностью Бичурина, можно отнести сохранившуюся Успенскую церковь (ул. Полярная, 98) и школу с братской кухней (бывший дом настоятеля), старое здание Иркутской духовной семинарии (ул. Нижняя Набережная, 2) – она находилась здесь до переезда в 1846 году, сейчас это один из корпусов Педагогического института ИГУ, здание отреставрировано с сохранением изначального исторического облика.

По рекомендации графа Юрия Головкина, отправленного в 1805 году с посольством в Китай, начальником 9-й Пекинской духовной миссии и настоятелем Пекинского Сретенского монастыря был назначен Иакинф (Бичурин). В 1808-1809 годах он изучал там китайский, маньчжурский, монгольский языки, занимался переводом краткого катехизиса, изложения греко-российского православного учения, краткой Священной истории на китайский язык. Из-за нехватки денег и тяжелых условий жизни миссионерская деятельность в Китае была свернута, но Бичурин много внимания уделил науке. Он переводил китайские исторические и географические сочинения, труды по праву, медицине и экономике, готовил многотомные оригинальные китайско-русский и маньчжурско-русский словари, перевел на русский язык маньчжурско-китайский словарь (сохранен в рукописях), с предельной точностью составил карты Пекина, Монголии и Тибета.

На фото: Иакинф Бичурин, акварель Николая Бестужева, 1830-е. 

Через иркутского губернатора Николая Трескина он просил оставить его в Пекине на второе десятилетие. Бичурин уехал из Пекина в мае 1821 года, отправив в Иркутск, а затем Петербург 14 ящиков с книгами на китайском и маньчжурском языках.

Вернувшись в Петербург в январе 1822 года, Бичурин вновь попал в опалу. Миссия не была признана успешной, а его за продажу церковной утвари для уплаты долгов обвинили в недостаточно внимательное отношение к своим обязанностям.  Его лишили сана архимандрита и простым монахом отправили на вечное жительство в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

Спустя четыре года Бичурину разрешили вернуться в столицу. Николай I назначил его переводчиком Азиатского департамента министерства иностранных дел. В 1828 году его избрали членом-корреспондентом Российской академии наук. В Петербурге он дружил с Александром Пушкиным, Карлом Брюлловым, Иваном Крыловым и Владимиром Одоевским.

В 1830 году Бичурин отправился в Восточную Сибирь в качестве сопровождающего Шиллинга для ознакомления с процессом русско-китайской торговли. Целый год он жил в Кяхте, где организовал обучение 12 детей местных купцов и мещан китайскому языку.

В 1831 году ему поручили собрать сведения о русской торговле с цинским Китаем. Он посетил Томск, Семипалатинск, Оренбург, Казань, Москву и Петербург. 16 мая 1835 года Бичурин принял участие в торжественном открытии Кяхтинского 4-классного училища, первого в стране учебного заведения, программа которого предусматривала изучение китайскому языку. Бичурин передал библиотеке училища полный комплекс своих изданных книг. В 1838 году благодаря упорству Бичурина в России была издана первая китайская грамматика, за что он получил Демидовскую премию.

11 мая 1853 года Никита Яковлевич Бичурин скончался в Александро-Невской лавре и был похоронен 13 мая на Лазаревском кладбище лавры. Позднее на его могиле был поставлен памятник с надписью: «Не зная покоя, усердно трудился и пролил свет на анналы истории».

В 2001 году в чувашском поселке Кугеси основан музей «Бичурин и современность». Его именем названа улица в Чебоксарах, а в 2019 году – проезд в Куйбышевском районе Иркутска. Сегодня труды Бичурина изучают во многих странах. Его признали не только как путешественника и знатока китайского языка, но и одним из основоположников русской синологии, первым русским китаеведом, получивший общеевропейскую известность.

Национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ» в 2024 году реализует проект «Иркутск: Место становления ученого-востоковеда Иакинфа Бичурина», в рамках которого 30 августа состоялась  IV областная краеведческая конференция «Бичуринские чтения. Жизнь и деятельность Н. Я. Бичурина основоположника русской синологии». 

Кроме того, в Иркутске будет установлен бюст Бичурина. Автор бюста - мурманский скульптор, член Творческого союза художников России Александр Арсентьев. Работы мастера получили признание на северо-западе страны - бюсты, скульптурные композиции, памятники, мемориальные доски, которые увековечивают историю о знаменитых защитников Отечества и сохраняют историческую память о знаменитых людях. Проект поддержан в рамках регионального конкурса социально значимых проектов некоммерческих организаций по сохранению национальной самобытности, гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также