Василий Авченко о Байкале в русской литературе

21 мая 2023

Байкал был открыл в 1643 году тобольским казаком Курбатом Ивановым. Уроженец Черемхово, автор "Тотального диктанта-2023" Василий Авченко написал текст, как писали в текстах и стихах о Байкале.

байкал в литературе

В соцсетях Василий Авченко отметил, что написал "несколько слов по предложению журнала "Родина" о Байкале от Аввакума до Вампилова - о его летописцах, защитниках, жертвах" и добавил, что у него есть свои многолетние отношения с Байкалом: "Я родился на Ангаре, летал над Байкалом, ездил мимо поездом, объезжал его на машине с юга, через Слюдянку и Култук, и с севера, через Северобайкальск, смотрел на него с иркутской и бурятской сторон, плавал в нём, пил его воду, ел его рыбу, ночевал на Баргузинском заливе и много ещё где. Но обо всём этом надо отдельно".

"Глагол" публикует текст с незначительными сокращениями. Полный текст вышел на портале "Год литературы". 

Первое художественное описание чудо-озера дал непокорный протопоп Аввакум, пошедший в 1656 году в даурские земли с отрядом воеводы Пашкова. Байкал ссыльный раскольник пересек на плоскодонном "дощанике" не без приключений: "На Байкалове море паки тонул". Через шесть лет, на обратном пути, Аввакум снова форсировал Байкал - от устья Селенги к истоку Ангары. В своем знаменитом автобиографическом "Житии..." изобразил байкальские хребты: "Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высоки...". Описал местную флору и фауну:

"Лук... ростет и чеснок, - больши романовскаго луковицы, и сладок зело... Птиц зело много, гусей и лебедей, - по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем осетры, и таймени, стерледи, и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы (тюлени. - от автора) великия в нем... А рыбы зело густо в нем; осетры и таймени жирни гораздо, - нельзя жарить на сковороде: жир все будет".

Наряду с Волгой-матушкой и тихим Доном Байкал вошел в число подлинно сакральных водоемов России. Он воспет в народных песнях - от "По диким степям Забайкалья" (вероятный автор Иван Кондратьев) до "Славное море - священный Байкал", в основу чего легло стихотворение Дмитрия Давыдова "Думы беглеца на Байкале". Вслед за Аввакумом поэт величает озеро морем, как бы повышая в чине. 

С этим согласился Чехов, проживший на байкальском берегу два июньских дня 1890 года по дороге на каторжный Сахалин: "Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух". И тогда же записал: "От Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была проза".

Стихов о Байкале действительно не счесть. Игорь Северянин писал:

...Как часто душа иссякала
В желанье вернуться опять.
Я так и не знаю Байкала:
Увидеть - не значит узнать...

Но главным певцом Байкала в ХХ веке стал не поэт, а прозаик Валентин Распутин. Он писал: "Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами - в нем всё крупно, всё широко, привольно и загадочно - он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего".

Распутин не только описывал озеро, но и спасал его, много лет добиваясь (плечом к плечу с другими литераторами и учеными - от классиков Шолохова и Леонова до академиков Капицы и Лаврентьева) остановки БЦБК. Только в 2013 году тот наконец прекратил свою работу. Хотя это самое предприятие и, шире, отношения человека и природы еще в 1969 году стали стержневой темой фильма Сергея Герасимова "У озера" с Олегом Жаковым, Натальей Белохвостиковой и Василием Шукшиным.

Хотя Байкал в титрах не значится, он - подлинный заглавный герой этой ленты.

А самые глубокие и трагические отношения с Байкалом выпали распутинскому ровеснику, товарищу и земляку по иркутской земле, драматургу Александру Вампилову. В последний год короткой жизни его открыли, оценили. Столичные театры заинтересовались его пьесами. Однако вмешалась жестокая судьба - Вампилов погиб за два дня до собственного 35-летия. Его забрал Байкал, и слава стала посмертной.

Он так и остался недопрочитанным, недоразгаданным. Распутин говорил о "восторженном непонимании Вампилова". Критик Владимир Бондаренко сформулировал: "Загадка Вампилова - в его трагической незавершенности". Ни войны, ни тюрьмы, ни убийства, ни самоубийства, ни даже запоя. Буквально - в воду канул.

17 августа 1972 года Вампилов и его друг, писатель Глеб Пакулов, шли на моторке от Порта Байкал к Листвянке. Лодка налетела на "топляк" и опрокинулась. Пакулов схватился за лодку и дождался помощи, Вампилов поплыл к берегу. Почти достиг, уже нащупал ногами дно - и тут заледеневшее сердце остановилось.

"Когда эта лужа успокоится?" - занес Вампилов в записную книжку реплику о Байкале, придуманную для кого-то из своих героев. Уж не на эти ли слова Байкал обиделся...

Потом говорили о "душной атмосфере застоя", сгубившей гениального драматурга. Но как быть с тем, что Вампилова убило священное море, наше чудо и гордость? Что его принял в жертву непознаваемый сибирский Солярис, ставший безжалостным режиссером короткой пьесы вампиловской жизни?

Не знаю.

Фото Константина Кокошкина

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также