Издательство «МИФ»

"Прогулки по старому Иркутску" начинают уличный сезон 2020 года, но в режиме онлайн

Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» приглашает вас на первую уличную встречу девятого сезона проекта «Прогулки по старому Иркутску». С 28 апреля каждый вторник в 18:00 мы ждем всех желающих познакомиться с историей Иркутска и его жителей в режиме онлайн (пока идет режим самоизоляции) в группе Facebook «Прогулки по старому Иркутску». В двух других группах «ВКонтакте» и «Одноклассники» запись прогулок появится позднее. К каждой встрече традиционно издается специальная открытка.

Славные страницы вписали в военную летопись железнодорожники Восточной Сибири. Работая в тылу, восстанавливая разрушенное войной железнодорожное хозяйство, участвуя в боевых операциях, они с честью выдержали трудные испытания, проявили мужество и героизм.

С 22 июня 1941 по 15 августа 1942 года в армию, военно-эксплуатационные отделения и на дороги запада выбыло более 15 тысяч человек ВСЖД. В октябре 1941 – январе 1942 гг. было подготовлено свыше 9 тысяч бойцов: из них - 328 пулемётчиков станковых пулемётов, 399 пулемётчиков ручных пулемётов, 154 снайпера и 7 937 стрелков. На 1 января 1942 года собрано 131 тысяча тёплых вещей. В 1941–1944 годы железнодорожники доставили на фронт 552 вагона с подарками от трудящихся Бурятии, Иркутской области и Красноярского края.

Ощущая острую нехватку металла, в коллективах создавали собственные литейные цеха, где переплавляли металлолом. Путейцы и связисты восстанавливали старые детали. К 1943 году ВСЖД передала освобождённым магистралям на 23,5 млн руб. оборудования, инвентаря, инструментов, к февралю 1944 года направила в армию ещё 9 тысяч человек, на восстановление железных дорог в освобождённые районы 4 120 человек.

За период войны железнодорожники подписались на государственные займы на сумму свыше 100 млн. рублей. Здесь родилась инициатива собрать средства на постройку танковой колонны «Иркутский железнодорожник». Работники управления дороги, железнодорожных узлов, путейцы перечисляли заработанные деньги, работали на воскресниках. На предприятиях вёлся сбор средств наличными, облигациями, компенсацией за неиспользованный отпуск. Всего коллектив ВСЖД собрал 6 409 617 руб.

Для восстановления железных дорог в европейской части страны на ВСЖД были сформированы управления военно-восстановительных работ (УВВР-8, УВВР-10), военно-эксплуатационные отделения (ВЭО-5, ВЭО-10, ВЭО-32), шесть поездов по ремонту подвижного состава (ПОДРЕМы), пять паровозных колонн особого резерва НКПС. ВСЖД также отправила подвижные ремонтные, вагоноремонтные и санитарные поезда.

Сотни женщин овладели сложными профессиями, заменяя мужей, отцов, братьев. За период войны было обучено ж\д профессиям 15 414 женщин, в т.ч. 58 паровозных машинистов, 431 помощника машиниста, 637 кочегаров, 282 слесаря, 562 дежурных по станции, 1 616 стрелочников, 387 вагонных слесарей, 1 118 проводников, 171 электрика. Семь женщин награждены правительственными наградами, 437 – нагрудными знаками, в т.ч. «Почётному железнодорожнику» – 30 чел., значком «Ударнику Сталинского призыва» – 256 женщин.

Повзрослевшие ребята Малой Восточно-Сибирской железной дороги ушли на фронт, другие работали на приусадебном участке, выращивая овощи, собирали металлолом, третьи трудились на узкоколейной дороге завода им. В. В. Куйбышева.

Перед железнодорожными школами была поставлена задача перестроить всю учебно-воспитательную работу. Основное внимание уделялось воспитанию патриотизма. Работа проводилась на уроках и во внеурочное время. Изменилось содержание работы комсомольской и пионерской организаций, учкомов. Широко развернулась общественно-полезная работа в школах. Учащиеся и учителя оказывали помощь фронту, транспорту, сельскому хозяйству, собирали грибы, ягоды, металлолом, работали на воскресниках, обслуживали госпитали. Получило развитие тимуровское движение по оказанию помощи семьям фронтовиков и сбору подарков для бойцов Красной Армии.

Непрерывным потоком шли по ВСЖД воинские эшелоны с вооружением, боеприпасами, продуктами и товарами. Дорога работала как хорошо отлаженный механизм без сбоев, аварий, крушений…

Автор прогулки «ВСЖД в годы Великой Отечественной войны» - кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта. Ждем вас 28 апреля (вторник) в 18:00. Открытку вы сможете получить после окончания режима самоизоляции.  

Проект «Прогулки по старому Иркутску» поддержан Фондом президентских грантов и конкурсом социальных проектов «Губернское собрание общественности».


22.04.2020


Новости партнеров

Прогулки по старому Иркутску

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

Юбилей актрисы Тамары Панасюк

Тайшетские школьники нарисовали победу

Черемховская разруха поразила Меньшова, или почему «Любовь и голуби» не снимали в Сибири

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»