Территория БАМа: как казахи строили поселок Новая Чара

22 июля 2024

Глагол38 продолжает путешествовать по станциям Байкало-Амурской магистрали в год 50-летия начала ее строительства.

бам

Читайте про станции Усть-КутЗвезднаяНияКиренгаУльканКунермаГоуджекит и ГранитныйСеверобайкальскКичераАнгояНовый УоянКюхельбекерскаяСеверомуйскТаксимоКуанда, Леприндо и Кодар

Самым крупным населенным пунктом читинского участка стал поселок Новая Чара. Первый десант транспортных строителей прибыл туда еще в 1979 году, чтобы подготовить базу для размещения основной части рабочих. В условиях отсутствия генплана временного поселка и решения об отводе участков под карьеры была произведена отсыпка площадки под поселение, пробит зимник Тында – Чара, построены общежитие на 15 человек и один двухквартирный дом.

С 1 сентября во временном поселке строителей на станции Чара была открыта средняя школа, магазин, почтовое отделение, приемный пункт районного дома быта, фельдшерско-акушерский пункт.

В 1981 году в Новую Чару прибыл шефский коллектив казахстанских строителей. В это время в поселке насчитывалось около 5 000 человек, а к концу 1980-х – почти 9 000 жителей. Снег с пятидесятиградусным морозом и всего два жилых вагончика встретили казахов. Вроде бы очень похоже на хорошо знакомые cеверо-казахcтанские солончаки, но район оказался сейсмо- и лавиноопасным. Поэтому ребята из Казахстана быстро поняли, что главная фигура здесь плотник. Все временные постройки надо было строить из дерева, а среди посланцев пустынной республики с плотницким ремеслом никто не был знаком. 

На фото: временный поселок

- На базе Павлодар жилстроя был организован строительно-монтажный поезд для стройки станции Новая Чара Каларского района. Вот, я заинтересовался этой работой и обратился к руководству. После коротких переговоров я был принят на работу в качестве автокрановщика, - вспоминает Владимир Борман. - У каждого свои авоськи были, кто-то с собой продуктов понабрал. Мы, конечно, в первый день их вроде сохранили. А потом это все промерзло. Но мы приспособились и в замороженном виде все кушать. Мы все были такие молодые, еще на то время активные, и эти трудности не замечали.

За 11 лет работы на БАМе он был награжден двумя орденами Трудовой Славы второй и третьей степеней и медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». 

На фото: первые палатки

Первый отряд из Казахстана должен был строить поселок железнодорожников. 

- Я работала начальником отдела кадров КазахБАМстроя на специализированном строительно-монтажном поезде. Мы из Павлодара отправлялись составом. На дорогу до станции Новая Чара ушло почти две недели. Всего из Павлодара нас уезжало 84 человека. Наш отряд был первым, и нас тогда весь город провожал. Это было очень помпезное мероприятие. У нас даже есть фильм о проводах, - вспоминает Надежда Загорулько. - Мы выезжали по договорам. Договор заключался на три года работы. Но очень мало кто только три года отрабатывал. Обычно продляли на следующие годы. В то время очень многие уезжали. Но для людей это было проявление настоящего патриотизма. Это было вообще нечто такое, ради чего стоило жить.

Ленгипротранс ежегодно задерживал выдачу документации, в результате чего поселок застраивался без генплана, многие здания превращались в долгострой, частые корректировки проектов приводили к замораживанию начатых объектов. В 1983 году в поселке было запущено новое здание дома быта, клуб на 350 мест. Через год был сдан комплекс на 125 коек, куда переведены детское отделение ЦРБ, открыты рентгенологическое отделение, клиническая лаборатория, зубопротезирование и кабинет эндоскопии.

Проектировщики здания вокзала явно вдохновлялись в своем творчестве уникальной в своей простоте и надежности конструкцией традиционной казахской юрты. Отсюда резкое центральное возвышение высокой кровли здания, характерные казахские декоративные барельефы, украшающие внутренние помещения вокзала. Всё построенное в поселке надежно работает в условиях вечной мерзлоты, а казахский след прослеживается даже в очертаниях каменных наличников на окнах жилых пятиэтажек.

В 1984 году в Новой Чаре было построено 299 квартир общей полезной площадью 13,8 тысяч квадратных метров, два общежития на 988 квадратных метров, гостиница площадью 1 175 квадратных метров, новые здания отделения связи, сберкассы, СЭС, детсад в МК-151 на 100 мест, 3-й корпус средней школы на 320 мест, а также тепловые сети на 10 тысяч погонных метров.

В 1982 году «КазахБАМстрой» приступил к возведению постоянного поселка для железнодорожников, освоив за год только 7,4% общего объема строительно-монтажных работ. Среди причин медленного возведения стационарного поселка руководство поезда называло задержку в поступлении проектной документации, срывы в поставках цемента, арматуры, железобетона, частые изменения в сметах и перебои в выделении финансовых средств. 

Казгипроград регулярно выпускал неудовлетворительную документацию, проходившую сложную процедуру согласования и корректировки. ССМП «КазахБАМстрой» не мог самостоятельно решить вопрос о поставке ЖБК из Казахской ССР, а генподрядчик оказался не в состоянии обеспечить объект изделиями из железобетона своими силами. Несмотря на приказ Минстрансстроя № 237 от 26 июня 1986 года об обязательном обеспечении субподрядчиков железобетонными конструкциями, за год предприятию было поставлено 2,2 тысячи кубометров ЖБК вместо 763 тысяч (1%). При этом большая часть поступивших изделий оказалась со скрытым браком.

На фото: стела КазахБАМстрой
 
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 651 «О мерах по дальнейшему строительству БАМа» (1985) ввод в постоянную эксплуатацию участка Витим – Чара предусматривался в 1989 году. С учетом уточненных структуры и размеров перевозок, а также изменившихся условий строительства были скорректированы технические проекты на строительство участков БАМ и объемы строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения. Возведение оставшихся объектов предполагалось завершить в 1990–1991 годы, однако дальнейшие события в жизни страны, связанные с кризисом и распадом советского государства, не позволили реализовать данные задачи.

Современное городское поселение «Новочарское» образовано в соответствии с Законом Читинской области от 19 мая 2004 года № 552-ЗЧО «Об установлении границ, наименований вновь образованных муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения в Читинской области». В состав муниципального образования городское поселение «Новочарское» входили два населенных пункта: поселок Новая Чара и село Удокан. Административным центром поселения является поселок городского типа Новая Чара. 24 июля 2020 года Каларский муниципальный район преобразован в муниципальный округ с административный центром в поселке Новая Чара. В связи с этим городское поселение «Новочарское» было упразднено.  

В 30 км южнее посёлка находится третье в мире по запасам меди Удоканское месторождение, с перспективами освоения которого связано дальнейшее социально-экономическое развитие данной территории. В поселке сконцентрировано большое количество объектов социальной инфраструктуры в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры.

По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время, портала «Стройка всех народов», собств. источникам. 

Фото из фондов Государственного архива Забайкальского края и архивного отдела администрации Каларского района, открытых источников. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также