Парк-отель «Байкал – Аляска». От идеи до открытия
22 августа 2023
В августе 2023 года на карте Иркутска появится достойная внимания локация. На территории парка “Поляна” к открытию готовятся первые корпуса отеля “Байкал - Аляска”. Этот проект уникален во многом.
Во-первых, каждый номер отеля посвящен точке на маршрутах сибирских купцов-первооткрывателей, которые через 150 лет повторили их потомки - предприниматели.
Во-вторых, этот отель создавался на совместные инвестиции, как и раньше формировали свои проекты купцы.
В-третьих, это единственный отель в Иркутске, где можно изучать географию, историю, культуру, живя в номере и гуляя по территории, а вечерами беседуя у костра с участниками экспедиций.
Мы поговорили с идеологом проекта “Отель “Байкал - Аляска” Анатолием Казакевичем о том, как решиться вложить силы, время и средства в первый в городе тематический отель. И почему это сработало.
Светлая идея: от путешествия по пути сибирских купцов до отеля “Байкал - Аляска”
Концепция отеля “Байкал - Аляска” сформировалась во время экспедиций по маршрутам российских купцов. Когда-то, вдохновившись мужеством, широтой взглядов, смекалкой и смелостью предпринимателей, которые в XVIII-XIX веках прокладывали дорогу через тайгу, горные перевалы, ледяные реки из Иркутска на Аляску, капитан Анатолий Казакевич решил с командой пройти по пути первопроходцев.
Еще в 2013 году он начал собирать исторический материал о ключевых экспедициях. В 2010-2019 годах экипажи на парусном надувном катамаране “Искатель”, меняя друг друга, прошли более 15 тысяч километров от столицы Восточной Сибири до Ситки (Аляска).
В 2021 году экспедиционная команда повторила знаменитую Амурскую экспедицию генерал-губернатора Николая Муравьева-Амурского 1854 года. Участники преодолели путь по воде от Иркутска через Читу, Благовещенск, Хабаровск до Шантарских островов, после возвращались в столицу Приангарья через Якутск и Усть-Кут.
Подробно об этом Анатолий рассказывал в интервью Baikal Go.
Повторив путь сибирских купцов и заново открывая маршруты Русской Америки, команда задумалась, как рассказать о великой вехе в истории Иркутска людям. Реализуются или находятся в разработке самые разные идеи: запустить туристические маршруты, открыть парки и скверы, посвященные сибирским купцам. Путешественники выпустили книгу и ее аудиоверсию, фильм по итогам экспедиции.
Но как поведать приезжим путешественникам о Российско-Американской компании, масштабе ее работы и влиянии на развитие Иркутска? Мировая история знает только один аналог этого - Ост-Индская компания. Тогда и появилась идея сделать тематический отель в центре Иркутска.
- Нам есть, чему поучиться у предков. И делать это можно по-разному: изучая исторические материалы, посещая музеи, отправляясь в экспедиции. Мы предлагаем еще один способ - посетить тематический отель “Байкал-Аляска”, где оформление каждого номера, балкона, входной группы рассказывает о том или ином месте, периоде в великой истории Иркутской губернии. Узнавать исторические факты гости будут через каждую услугу парк-отеля: будь то обед в ресторане с кухней тех мест, по которым прошла экспедиция, или тур на Байкал. Все посвящено одной ключевой идее.
Когда проходишь этот невероятный путь по следам сибирских купцов, меняется восприятие мира. Иркутск - самый крупный город на Востоке России. Он стоял у истоков открытий, через него страна богатела и процветала. Именно наш город когда-то был центром торговых путей, добычи пушнины и многого другого.
Осознание этого открывает перед современными предпринимателями совершенно другой масштаб деятельности. Это вдохновляет реализовывать по-настоящему крупные проекты, мыслить шире. Вдумайтесь! Наши предки не боялись идти до Гаваев, Аляски. И это без современного оборудования и оснащения. Садились на корабли и плыли в неизвестность.
Каждый человек мыслит, исходя из своей карты мира. И я до наших экспедиций предполагал, что раньше у людей была довольно скромная перспектива. Сидели они в деревянных домах, занимались какими-то мелкими делами внутри острога. Но ничего подобного. Они строили межконтинентальные связи, а мелко мыслим мы сейчас.
Отель в Иркутске. Идея плюс исследования
К вопросу создания парк-отеля Анатолий с командой подошли основательно. Кстати, как оказалось, у участников экспедиции как раз есть компетенции для такого проекта. Многим кажется, что экспедиционщики - это люди, которые круглый год только и занимаются тем, что в походах пропадают. На самом же деле у каждого есть вполне земная профессия, а экспедиции - это для души и расширения кругозора. В случае с командой “Байкал-Аляски” “сложение” профессиональных компетенций и предпринимательского опыта в разных сферах позволило замахнуться на глобальный проект тематического парк-отеля.
У Анатолия, который занимается предпринимательством с шестнадцати лет, к тому моменту накопился богатый опыт в развитии туристической отрасли в регионе. С 2010 года он участвует в стратегических сессиях о перспективах сферы гостеприимства, сотрудничает с органами власти как эксперт, изучает российский и зарубежный опыт и данные о рентабельности инвестиций в туротрасль.
- За годы общественной работы у меня сложилось представление о том, как организован туризм во всем мире. Я изучил опыт подобных по климату с Иркутском территорий - Исландии, Норвегии, Финляндии, вник в их турпродукты.
Помимо этого, наша команда глубоко погрузилась в стратегию развития туризма в России - к чему мы все идем. В 2018 году совместно с аналитическим центром мы готовили проект “Великое озеро великой страны”. Стало понятно, как выглядит туристический рынок на данный момент и какие существуют тенденции, чего ждать в 2025-2030 годах.
Иркутск является самым выгодным для инвестиций местом в Байкальском регионе. Во-первых, туристы прибывают именно сюда и уже из нашего города едут на Байкал. Во-вторых, жители региона, приезжающие в Иркутск, тоже часто останавливаются в отелях. Плюс бизнес-туристы, люди, отмечающие свадьбы, и прочие гости. В Иркутске гостиница может закрыть период межсезонья именно за счет таких категорий отдыхающих, если сделать размещение доступным.
Третий важный фактор - это география. Чем дальше отель находится от Иркутска, тем меньше его окупаемость. Это тоже результаты серьезной аналитики. Межсезонье пустое, логистика очень дорогая. К примеру, чтобы построить отель на Ольхоне, содержать его, вывозить мусор, обеспечить кафе с неплохим меню, нужны огромные затраты. И в период низкого спроса такой отель точно будет стоять практически пустым. Отсюда и высокая стоимость номеров, ведь владельцам нужно компенсировать затраты в сезон.
В Иркутске же все значительно проще с обслуживанием, логистикой, развитием бизнеса и, конечно, заполняемостью номерного фонда. Плюс отличие парк-отеля “Байкал - Аляска” в том, что это фактически загородный отель - среди роскошной сибирской природы, на берегу Ангары, с видом на воду в каждом номере, но при этом в центре города, в транспортной доступности от всех достопримечательностей.
Модульный парк-отель “Байкал - Аляска”- один из первых в России
Парк-отель “Байкал - Аляска” создается на средства инвесторов, которые выкупают части номеров или номера целиком. Также средства на отель были выделены по федеральной программе строительства модульных отелей.
Для Иркутской области модульные отели стали прорывной технологией. Из-за того, что большинство интересных локаций находятся на береговой линии или на природоохранных территориях, капитальное строительство здесь запрещено. А дома без фундамента и из экологичных материалов, которые простоят минимум 70 лет, возводить можно. Именно такой проект - парк-отель “Байкал - Аляска”.
- Мы начали возводить парк-отель “Байкал - Аляска” в 2020 году. Тогда подобные модульные отели в России не строил никто, мы были первопроходцами. Сейчас уже эта форма бизнеса запустилась - такие проекты появляются в Сочи, других туристически привлекательных местах. Их порядка двадцати по стране, в том числе, есть и в Иркутской области. Например, строятся глэмпинги за счет привлеченных инвестиций. Это замечательно. Считаю, что за такими объединяющими предпринимателей форматами будущее.
Инвест-отель - это не апарт-отель. Между ними весомая разница и в концепции, и в бизнес-стратегии. Апартаменты - это чаще всего дома, где на разный срок сдаются небольшие квартиры-студии. Там у гостей своя кухня, некоторые живут в них длительное время. А гостиница - это средство размещения, прошедшее аттестацию. В ней обязательно соблюден целый ряд условий, которые позволяют получить ту или иную “звездность”.
С точки зрения инвестиций гостиницы окупаются в течение шести - семи лет, а апарты - от 12 лет. Но и затраты у отеля сильно выше. Еще инвест-отели сравнивают с квартирами под сдачу, что в корне неверно. Во-первых, сдавать квартиру - это не пассивный доход, вы все равно будете тратить время. Во-вторых, окупаемость квартиры составляет минимум 15 лет, а может доходить и до 30 лет! Отель же, повторюсь, окупается значительно быстрее.
В “Байкал - Аляске” инвесторы, которых на сегодняшний день более 70 человек, имеют две точки доходности. Они могут получать 55% дивидендов от каждого гостя - от аренды номера, а не от итоговой прибыли. Также предприниматель может вложиться в отель на стадии строительства, запуска, а потом продать свою долю. После выхода на операционные показатели загрузки номера подорожают в два-три раза по сравнению с текущей стоимостью. Сейчас доля в номере стоит от 395 тысяч рублей, а весь номер - от 6,7 млн рублей. И это очень небольшие деньги для отельного бизнеса.
Но самое главное, что наши партнеры вкладываются в развитие города. Этот проект знаковый для Иркутска, я уверен. И стать его частью, мне кажется, значит повлиять на развитие территории, куда едут туристы. Создать для них интересную локацию.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!