«Пьяные»: чьими устами говорит Бог

22 октября 2017

20-21 октября в Омском государственном драматическом "Пятом театре" прошла премьера спектакля "Пьяные" по скандальной пьесе иркутянина по рождению, драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева. Спектакль поставил петербуржец Семён Серзин, а музыку к нему написал его брат Евгений. Ранее пьесу сыграли в марте на сцене "Пятого" как эскизный показ, подготовив его примерно за полторы недели. Информационный портал Омска Om1.RU накануне премьеры написал рецензию на спектакль. 

Это был первый эпизод проекта "Режиссура без цензуры", инициаторами которого стали худрук театра Никита Гриншпун и известный екатеринбургский театральный менеджер и киносценарист Олег Лоевский. При зрительском голосовании были мнения и за, и против. И вот театр всё же выпустил пьесу в виде полноценного спектакля.

Главная скандальность "Пьяных" - в том, что персонажи в них действительно очень пьяны и активно ругаются матом. Правда, специально для "Пятого театра" Вырыпаев сделал версию, где ненормативную лексику заменил относительно приличными синонимами. Но всё же примерно 7-8 матерных слов во втором акте спектакля можно услышать - видимо, в этих местах без нецензурщины нельзя было обойтись уже никак. Спектакль весьма многолюдный – здесь по сути сыграли почти все главные звёзды "Пятого театра". 

Как пишет журналист Кирилл Янчицкий, героев пьесы Вырыпаев сделал некими абстрактными европейцами – то есть понятно, что дело происходит в Евросоюзе, но совершенно непонятно, в какой конкретно стране. Такое ощущение, что автор очень стремился сделать своё произведение интересным международной аудитории. То есть русского колорита, знаменитого русского разгула тут нет – Вырыпаев показывает, что напиваться европейцы могут ещё намного похлеще русских и сдержанные в трезвом виде, в пьяном они совершенно раскрепощаются. И начинают нести… вроде бы чушь, а на самом деле и какие-то очень глубокие мысли тоже. Не даром Карл (Борис Косицын) во втором акте как бы невзначай роняет: "Языком пьяных говорит сам господь Бог". Это и есть, наверное, идея спектакля – в его реальности к пьяным как будто свыше приходят такие философские откровения о жизни, любви, других людях, о которых в обычной жизни они и не задумываются. Только напиться для этого нужно уж очень сильно. Не до белой горячки, но лучше так, чтобы с трудом держаться на ногах и разговаривать (хотя для удобства зрителей язык у актёров в основном не заплетается, как это бывает на самом деле, а говорят они всё же чётко).

Омские критики отмечают интересные режиссёрские находки в постановке: уже перед началом почти все актёры появляются на авансцене перед закрытым занавесом, рассаживаясь на стульях. Модель Лаура (Ирина Бабаян) выходит в своей сцене на автобусной остановке с прикрученным к спине уличным фонарём (актриса явно испытывает тут немалую физическую нагрузку). В самом начале президент кинофестиваля Марк (Сергей Худобенко) и просто красивая девушка Марта (Алёна Фёдорова) взлетают вверх на альпинистских тросах и двигаются и ведут диалог в подвешенном состоянии, хотя в тексте пьесы такого нет. Проститутку Розу режиссёр вообще растроил – её играют одновременно три актрисы, Виктория Величко, Александра Урдуханова и Инга Кулик. Правда, в финальной сцене с Марком из них остаётся на сцене одна (Инга). Хореография в спектакле достаточно разнообразная - где-то она незамысловатая, где-то - напротив очень оригинальная, где-то - даже пикантная.

С одной стороны смешных диалогов и моментов здесь много. Это не значит, что весь спектакль – комедия, но… С другой стороны – какие-то пьяные глубокие рассуждения, в которых и мат, и просто ругательства звучат органично, уводят зрителя настолько далеко, что кого-то могут немного вогнать в депрессию. В этой же канве на него воздействует и музыка.

Напомним, что Иван Вырыпаев учился в Иркутском театральном училище на курсе недавно ушедшего Вячеслава Кокорина. В 1998 году он основал в Иркутске театр-студию "Пространство игры", но вскоре уехал в Москву. Позднее получил известность как театральный драматург, режиссер, его пьесы переведены на ряд европейских языков. Иван приезжает в Иркутск с премьерными показами своих телекартин, но ни один из его спектаклей так и не был поставлен у нас. Летом этого года в интервью газете "Областная" он рассказал о желании поставить спектакль в Иркутске: "Я бы с удовольствием сделал это в театре "Новая драма". Но у меня есть одно обстоятельство – семья, с которой я не хочу расставаться на полтора месяца. Но с другой стороны, моя жена любит Россию и Байкал. И я готов поставить без гонорара, но мне нужен спонсор, чтобы репетироваться на какой-то турбазе. Ребята из "Новой драмы" вообще молодцы, они сделали то, что у меня не получилось. Я ведь с этого начинал в Иркутске, поэтому хочу помочь им всеми силами. Ведь драма и должна быть новой, я сам очень люблю классику, и она нам тоже нужна. Но театр без современного языка, конфликта и тем не может существовать".

Как восприняли премьеру спектакля в Омске, пока неизвестно. 

Фото пресс-службы "Пятого театра"

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также